• rds001
  • rds002

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Оказавшись в самом начале улицы Ленина в Рязани непременно обратите свое внимания на огромный особняк, состоящий из трех зданий. Это бывшее Дворянское собрание построенное в 1805 году. Автором проекта выступил Н.И. Воронихин. Он сделал огромный парадный зал, фасад которого украсил колоннами и гербами небольших городов губернии.

Весьма роскошно зал выглядел и изнутри. Дорогой паркет, барельефы на стенах, драпировка на окнах и многое другое сразу пришлось по душе местной элите, которая стала собираться в Дворянском собрании на балы и другие пафосные мероприятия.

Главная

АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ ЕРШОВ – ДВОРЯНИН

Известно, что в документах Рязанской Духовной Консистории, в метрических книгах Богорождественской церкви села Горетово Луховического уезда Рязанской губернии имеется актовая запись №22 от30 июля 1818 года о рождении Ершова Александра Степановича. Дата рождения 29 июля 1818 года; отец – помещик Степан Степанович Ершов (ГАРОЮ ф.727, оп.243, д.43, л.398).

Александр Степанович Ершов родился в бедной дворянской семье. Сведений о ней крайне мало. Известно, что в сельце Ивачево, что находилось в 32 вёрстах (32 км) от Зарайска.Рязанской губернии. Где родился мальчик, у Ершовых было 72 десятины (72 га) земли и 20 душ крепостных.

Ершов же в своём дневнике 27 декабря 1841 года писал, что способен к жизни совершенно не зависимой и к занятиям, которые имели его отец и мать в его детстве: «Мы жили в деревне совершенно не зависимо от людей, хозяйничали чем Бог послал и что давали наши поля».

В другом месте он пишет: «У нас не умеют ещё жить в среднем кругу, у нас хотят везде, даже в самой глухой деревне, подражать аристократам, и от того теряют самобытность и делаются невыразимо тяжёлыми. Как будто стыдно быть тем, что мы есть, как будто мы не должны наслаждаться тем, что мы имеем».

Следовательно, можно предположить, что семья Ершовых жила довольно скромно и обособленно от соседей, а атмосфера была более демократична, чем в других дворянских домах.

Совсем недавно стало известно, что Александр Степанович стал первым стипендиатом купца Николая Гавриловича Рюмина, подарившего дом, выкупленный за полцены у брата, под пансион мужской гимназии в Рязани. До этого, учась в гимназии, Саша жил в семье родственников Рогожиных в селе Никольском, откуда мальчик вследствие бедности каждый день ходил туда и обратно пешком и учил уроки при лучине.

Рюмин не ошибся в смышлёном мальчонке: Александр Степанович стал первым в истории гимназии выпускником, закончившим её в 1835 году с золотой медалью.

Интересны письма матери А.С. Ершова к нему, когда он уже был студентом Императорского Московского Университета (который, кстати, также закончил с золотой медалью…). Они не очень грамотны, но позволяют судить об атмосфере, царившей в семье. Письма полны заботы о Сашеньке. Мама волнуется, хватает ли ему денег, просит не занимать, перечисляет, что посылает ему: сыр, сало, соленья.

До конца своих дней сын заботился о родителях, навещал их, помогал братьям и сестре.

Высоки были нравственные устои А.С.Ершова. Будучи патриотом, он очень переживал, что приходится российских молодых людей отправлять за границу для получения высшего инженерного образования. Оставив научную стезю, он всего себя посвятил организации высшей инженерной школы в России.

Как известно, он скончался в 49 лет. На отпевании в церкви и на погребении его духовный отец, преподаватель Закона Божьего в учебном заведении Д.И.Кастальский сказал: «Как много было истинной доброты в этом человеке… Это был один из тех великодушных людей, которые думают, что лучше самому перенесть неудовольствие, нежели избавиться от него с неудовольствием для других…Вы, дети… всегда были первою его заботой и поистине были его детьми. Вы и сами чувствовали его любовь к вам,.. и как много желал и замышлял сделать вам истинного добра, добра прочного,.. чтобы вы были людьми полезными себе и ближним, и людьми честными в душе и заслуживающими честь в обществе».

Один из воспитанников сказал: «Покроется землёю бренное тело, но память о покойном Александре Степановиче не умрёт в наших сердцах».

Во время работы в Московском ремесленном учебном заведении (МРУЗе) А.С.Ершов вместе с женою и дочерью жил в казённой квартире в училище. После его смерти семья вынуждена была освободить жильё, и мама отправила 14-летнюю дочь Анну, наполовину сиротку, к бедным родственникам в Рязань. Вскоре Анна вышла замуж за потомственного дворянина Ивана Николаевича Мельгунова, родила восьмерых детей. В 1886

году семья приобрела дом на Болдыревской, где потомки Ершова живут и поныне. Нравственные устои, заложенные Александру Степановичу с молоком матери, продолжали и продолжают жить в семье. Например, Анечка Мельгунова (Мирчетич) младшая из восьми внуков Ершова, юная, красивая, образованная, сразу после начала 1-ой мировой войны закончила курсы сестёр милосердия в Петрограде и уехала на фронт.

Многие помнят Светозара Младеновича Мирчетича, патриота, краеведа, инженера, учёного, сохранившего для потомков память о своём выдающемся предке.

И как приятно, что А.С.Ершов вернулся в Рязань, а его дело продолжается!

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИКОНЫ ПИТИРИМА ТАМБОВСКОГО В НИКОЛО-ДВОРЯНСКИЙ ХРАМ

В воскресенье, 10 декабря 2016 года, в Николо-Дворянской церкви состоялась передача отреставрированной иконы Питирима Тамбовского в храм. Это одна из двух реликвий (первым был крест), возвращённых в родные стены родственниками бывших до революции прихожан. 
Икона попала в храм в плачевном состоянии и требовала немедленной реставрации. Сделать это взялись потомки членов Рязанского дворянского собрания во главе с предводителем Михаилом Евгеньевичем Савостьяновым. Он с помощью настоятеля церкви Архангела Михаила отца Вячеслава разместил икону у художников для приведения её к первоначальному состоянию. Затем был приобретён киот. 
В присутствии прихожан и членов Рязанского дворянского собрания отреставрированная икона в киоте вручена настоятелю Николо-Дворянского храма отцу Георгию.

Питирим Тамбовский — русский святитель XVII века, много сделавший для укрепления православия в Тамбовском крае.

Родился в городе Вязьме, при крещении был назван Прокопием — в честь святого Прокопия Декаполита, которому он горячо молился всю жизнь. Был одаренным человеком, искусным иконописцем. В молодости почувствовал призвание к монашеской жизни и поступил в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, принял монашество с именем Питирим. Через несколько лет братия обители избрала Питирима своим настоятелем.

Выдающиеся способности Питирима были известны российскому патриарху Иоакиму, и когда возникла потребность в деятельном и духовно сильном епископе для новообразованной Тамбовской епархии, патриарх призвал Питирима.

Епископ Питирим прибыл в Тамбов в 1686 году. Он был примером не только энергичного церковного деятеля, строившего храмы, основывавшего монастыри и произносившего трогавшие людей до глубины души проповеди. Питирим Тамбовский был еще и примером скромного, смиренного монаха-молитвенника. Равнодушный к материальным благам, свои средства он отдавал на развитие епархии, помогал бедным. Часто уходил за город для уединенной молитвы, много трудился своими руками.

Он основал два монастыря: женский Вознесенский и мужской Иоанно-Предтеченский (Тригуляевский), начал строительство Тамбовского кафедрального собора, закончившееся уже после его кончины. Святитель Питирим умер в возрасте 53 лет, и место его погребения стало объектом народного почитания. По молитвам к святителю Питириму Тамбовскому совершались многие чудеса, но канонизирован он был только в 1914 году по ходатайству священномученика Кирилла (Смирнова), бывшего в то время архиепископом Тамбовским.

Интересные факты о Питириме Тамбовском

Питирим Тамбовский был другом святителя Митрофана Воронежского.

В возрасте 49 лет святитель Питирим тяжело заболел и готовился к смерти. В это время ему явился святой Прокопий Декаполит, который молился ко Господу о Питириме. Затем Питирим увидел Спасителя в облаке: в одной руке Он держал Евангелие, а другой благословлял святителя. Об этом видении епископ Питирим не рассказывал никому, кроме своего помощника — старца Василия. После видения святитель выздоровел.

Рязанские дворяне на празднике народного единства

Рязанское дворянское собрание на протяжении нескольких лет тесно сотрудничает с краеведами города Зарайска, которые никогда не забывают о своих рязанских корнях и постоянно приглашают нас на свои мероприятия. 5 ноября делегация рязанских дворян по приглашению администрации Зарайского района и Зарайского благочиния РПЦ участвовала в праздничном мероприятии, посвященном Дню народного единства.

На этот раз мероприятие было посвящено Прокопию Ляпунову. Это имя известно не только в Рязанском крае, но и в большей степени в Зарайске. Зарайцы почитают рязанского воеводу Прокопия Ляпунова как героя-освободителя.

В один из самых драматических периодов нашей страны, так называемое Смутное время, русское государство испытало и стихийные бедствия, и гражданскую войну, и внешнюю интервенцию. Тяжелая участь постигла и рязанский город Зарайск. Объединенные войска польско-литовского полковника Александра Лисовского и русского самозванца Лжедимитрия-2 в 1608 году захватили город и подвергли его разорению.

Рязанский воевода Прокопий Ляпунов на помощь зарайцам послал вооруженный отряд под командованием своего брата Захария Ляпунова, состоящий из добровольцев, жителей Рязани и Арзамаса. В марте 1608 г. в сражении в окрестностях Зарайска ополченцы потерпели жестокое поражение и понесли большие людские потери. Полковник Лисовский в честь «победы» для увековечивания своей славы велел насыпать над телами погибших ратников большой курган. В 1609 году Прокопий Ляпунов сам возглавил рязанский вооруженный отряд и освободил Зарайск от захватчиков. Он поставил на братской могиле-кургане памятный крест в честь погибших арзамасских и рязанских воинов. А через 5 лет рядом с курганом была построена церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Делегация Рязанского дворянского собрания в прошлом году посетила эту церковь и мемориал и почтила память наших земляков, погибших при освобождении Зарайска.

Праздничное мероприятие 5 ноября в Зарайске проходило в виде исторической игры под названием «Прокопий Ляпунов или освобождение Зарайска в Смутное время (1609 год)». В этой игре, кроме зарайцев, участвовали также представители детских военно-исторических клубов из соседних городов Коломны, Серебряных Прудов, Озер, Луховиц.

Главными организаторами и руководителям игры были Александр Васильевич Передерий, председатель коломенского турклуба «Ковчег» и настоятель Успенского храма зарайского села Рожново протоиерей Михаил Сокрутов. Необходимо отметить, что два этих талантливых и неуспокоенных человека являлись организаторами подобных патриотических мероприятий и в прежние годы.

Игра проходила юго-восточнее Зарайска на окраине села Воронино около большого лесного массива. Целями игры было совершить «погружение» участников и организаторов игры в Смутное время, выяснить исторические и духовные причины гибельного состояния России и пути объединения патриотических сил для преодоления Смуты в государстве и в душах наших предков.

Из участников игры было сформировано свыше десятка команд. Им были даны имена по названиям населенных пунктов, жители которых в 1609 году участвовали в освобождении Зарайска. И конечно нас распирала гордость, когда мы слышали родные нашему сердцу названия «Рязань», «Михайлов», «Пронск».

Командам нужно было пройти по лесу и выполнить определенные задания на всех этапах игры. Они должны были хорошо ориентироваться на местности и по карте, стрелять из лука, метать копье, проехать верхом на лошади, разжечь костер огнивом и кресалом, обучиться кузнечному и гончарному ремеслу, а также знать историю Смутного времени. А потом игрокам нужно было соединиться в условленном месте для помощи рязанской дружине Прокопия Ляпунова.

Как только наша, немного запоздавшая, делегация во главе с предводителем Савостьяновым М.Е. появилась на «Воронинской тропе», нам организовали торжественную встречу, а также полностью на откуп отдали последний и самый интеллектуальный и ответственный этап игры - викторину по истории Смутного времени.

Мы, конечно, заранее к этому не были готовы, но от этой почетной роли отказаться не могли. Нам пришлось вспоминать все наши исторические знания, а еще нам помогло то, что в нашей делегации был историк Булычев Н.А., а также человек, много знавший о Прокопии Ляпунове. Кроме задаваемых нами вопросов по истории Смутного времени, мы еще пытались выяснить у игроков, какое отношение города, из которых они приехали, имеют отношение к Рязани. Мы были приятно удивлены, что все школьники были осведомлены о рязанском периоде их исторического развития.

 

В заключение игры после трапезы и театрализованной постановки состоялось награждение победителей и участников команд. Мы услышали теплые слова и в свой адрес. Оказалось, что наш исторический этап выглядел довольно профессиональным. Делегация Рязанского дворянского собрания получила грамоту от администрации Зарайского района.

Организаторы праздника просила нас не забывать про Зарайск и в будущем принимать участие в проводимых ими мероприятиях. Мы в свою очередь пригласили зарайцев, хранящих память о нашем рязанском герое Прокопии Ляпунове, принять участие в круглом столе, посвященном первому русскому ополчению.

Уезжали мы из Зарайска в праздничном и приподнятом настроении и в полной уверенности, что еще не раз мы посетим этот необыкновенный край.

Людмила Васильевна Шишкова сделала подарок дому-музею Павлова И.П.

На свой юбилей Людмила Васильевна Шишкова сделала подарок дому-музею Павлова И.П. , передав в экспозицию полотенце ручной работы, которое было вышито в 1905 году и передавалось из поколения в поколение в прославленном роду Сазоновых.

Уважаемая Людмила Васильевна!

Рязанское отделение Российского Дворянского собрания сердечно поздравляет Вас со знаменательным Юбилеем. 

Мы знаем Вас как творческого и отзывчивого человека, замечательного педагога, вырастившего не одно поколение юных рязанцев. Вашими мыслями и идеями воздвигнуты памятники патриотизму и силе русского духа, значимым свершениям и великим ценностям. 

Вы являете продолжение славного дворянского рода, его культурных и образовательных достижений. 

Ваша жизненная мудрость и эрудиция сверкают ярким огнём, зажигающим интерес к освоению культурного наследия, национальных традиций, богатейшей истории. 

Ваше жизнелюбие, высокое чувство ответственности, замечательные человеческие качества вызывают глубокое уважение членов Рязанского отделения Российского Дворянского собрания. Пересекая завесу времени, Вы являетесь ярким членом общества единомышленников, идущих по тропе совершенствования культурного развития. 

В знаменательный день Вашего Юбилея примите слова искренней благодарности за сотрудничество и позвольте пожелать Вам долгих плодотворных лет деятельности, новых поисков и достижений. 

Желаем вам простого счастья 
И тихой радости земной. 
Пусть вас житейские ненастья 
Всегда обходят стороной. 
Как прежде, бережно храните 
В душе прекрасные черты. 
Как прежде, щедро всем дарите 
Огонь душевной теплоты.

С восьмидесятилетием!

   Рязанское дворянское собрание поздравляет Шишкову Людмилу Васьльевну с юбилеем!

Итоги заседания от 13 октября 2016

13 октября в доме общественных организаций прошло очередное заседание Рязанского дворянского собрания. Итогом которого стало единогласное решение о проведении под эгидой РДС конференций и лекций о Прокопии Ляпунове, Ершове и Роде Сазоновых.

Церковь во имя Воздвижения Креста.

Село Аннино расположено в 17 километрах от города Михайлова. Впервые это селение упоминается в платежных книгах за 1628 год, в качестве владений князей Гагариных. Вероятно, в середине 17 века в Аннино была построена деревянная церковь во имя Воздвижения Креста.

Господня, более точное время появления церкви в селе, установить пока не удалось. Скромный сельский храм простоял до середины 18 века, а затем пришел в негодность и был разрушен. Тогдашний хозяин деревни князь Николай Петрович Гагарин, принял решение выстроить новое каменное здание на месте старого деревянного. Строительство новогохрама было завершено в 1760 году. После освящения новый храм в честь Воздвижения Креста Господня, принял первых прихожан. В церкви были устроены три придела : Святого Ионна Богослова, Святого Димитрия Ростовского и Святого Николая Чудотворца. Церковь представляет собой продолговатое здание с алтарным полукружием и колокольней. Внутри церковь состоит из трех частей: алтарь, средняя часть и трапеза, отделенная каменной аркой. Снаружи и внутри стены покрыты штукатуркой. На стенах за южным и северным клиросами находились надписи об умерших родственниках князей Гагариных. Над главным престолом устроена деревянная сень, стоящая на четырех столбах. Одноярусный иконостас был украшен иконами местного письма, некоторые из них сохранились. В храме хранилось Евангелие 1698 года издания. Также имелись метрические книги начиная с 1802 года. По штату 1873 года в церкви значились, один священник и один псаломщик. За церковью числилось 37 десятин земли, которая сдавалась в аренду и приносила доход. К тому же Священный Синод ежегодно отчислял в пользу церкви 150 рублей. В состав прихода, кроме села Аннино, входила деревня Марьино. По данным за 1890 год количество прихожан составляли 431 мужчина и 466 женщин, проживавших в 1199 дворах. Все без исключения были православные. После революции 1917 года храм был закрыт, разорен и разрушен. 


Информация найденная в архивах 

(Добролюбов Иоанн Васильевич Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных 1884 - 1891 Зарайск) с. Воздвиженское, Аннино тожъ. ц. Крестовоздвиженская (въ 17 м. отъ у. г.). Воздвиженское упоминается въ списк. съ платежн. кн. 1628 г. въ качестве деревни: "За княземъ Степаномъ княжъ Никитинымъ сыномъ Гагарина деревня Аннинская да пол-деревни, въ живущемъ четверть безъ пол-осмины и безъ пол-пол- четверика пашни". Существующая ныне о 4 престолах кам. церковь построена въ 1760 г. княземъ Николаемъ Петровичемъ Гагаринымъ. Земли при ней состоитъ ныне 37 дес. Въ состав прихода входятъ: с. Аннино и с-цо Марьино, въ коихъ при 112 дв. 412 м. п. 424 ж. п. По штату 1873 г. въ причте положены 1 свящ. и 1 псаломщ.

"Русская Таврида. Воскресение"

В Крыму, в мае этого года, второй раз прошел дворянский форум "Русская Таврида. Воскресение". На этот раз его посетили представители Рязанского дворянского собрания. В программе форума Рязанцы стали участниками «круглого стола» по культуре Причерноморья.
 
На следующий день состоялся бал, посвященный году Греции в России.

С приветственными речами выступили: предводитель Московского ДС Щербачев О.В., Крымского ДС Ушаков А.К., Кубанского ДС Сухачева Е.М., Рязанского Д.С. Савостьянов М.Е.

9 мая Рязанцы провели в Севастополе
08.06.16

Также были экскурсии по побережью, музеям, монастырям Крыма и встречи с интересными людьми.

Дар Николо-Дворянскому храму

Члены Рязанского дворянского собрания преподнесли в дар Николо-Дворянскому храму киот для размещения в нём КРЕСТА. Любопытна история этого креста. В годы гонения на церковь один из жителей Рязани похитил его. В семье начались неприятности: кто-то тяжело заболевал, кто-то преждевременно умирал, кого-то в жизни преследовали неприятности. 
В 2014 году внук того человека вернул крест церкви. Он был несколько погнут, не чищен, хотя изящность в нём присутствовала. 
Это была единственная вещь, оставшаяся от дореволюционного храма. В 2015 году за реставрацию креста взялся Александр Андреевич Мелешков, супруг вице-предводителя дворянского собрания. 
В декабре крест, вложенный в бархатную подложку и вставленный в киот, был окончательно возвращён в церковь и занял почётное место. При этой церемонии присутствовали члены Рязанского дворянского собрания и многочисленные прихожане. С поздравительным словом к верующим обратился Предводитель собрания Михаил Евгеньевич Савостьянов. 
Сейчас это одна из наиболее любимых святынь храма!

Николо-Дворянский храм

  Своды Николо-Дворянского храма помнят много событий. Затаили молитвенное дыхание его прихожане 26 октября 1812 года, застыли в почтении одному из великих людей –Матвею Фёдоровичу Казакову, которого отпевали в стенах этого храма. Горели при изгнании французов из Москвы его детища - памятники классицизма, а его совершенно больного, спасая от пламени и пепла родственники вывезли в Рязань, где он доживал свои дни.

  Творческая биография этого замечательного зодчего начиналась в Москве, в первой в России архитектурной школе, основанной Д.В. Ухтомским. Ознакомившись с рисунками юного Казакова, Ухтомский сумел увидеть его даровитость и стал заниматься с ним особенно тщательно. Достаточно скоро Казаков становится младшим помощником Ухтомского, занимавшегося в те годы строительством в Москве Кузнецкого моста, достройкой Арсенала в Кремле, реконструкцией здания Главной аптеки и здания бывших присутственных мест для Московского университета. Во всех этих работах юный Казаков деятельно помогал своему учителю, проявляя свой талант и трудолюбие.

  Как отмечают его биографы, М.Ф.Казаков никогда не бывший за границей, становился мастером европейского масштаба, по своим знаниям и мастерству ничем не уступавшим своим современникам — французским и итальянским архитекторам, а по широте своего творческого диапазона — превосходившим многих даже самых прославленных представителей западно-европейской архитектуры XVIII века. Москва гордится спроектированными Казаковым совершенными по своему архитектурному облику зданиями: Сената в Кремле (1776 – 1787), Церковью Митрополита Филиппа (1777 – 1788), Старым зданием Московского университета(1786-1793), зданием Голицынской больницы (1796 – 1801), Зданием Благородного собрания (80-ые годы), Петровским подъездным дворцом на Петербургском шоссе и целым рядом других.

  Талант зодчего позволил ему блистательно использовать образцы классической архитектуры, структуры ордерной системы, гармонию оформления фасадов и ещё об одном элементе следует сказать особо, это – ротонды. Ротонда увенчивает здание, придаёт ему неповторимый облик. Ротонда - берущая своё начало в древнеримских храмах круглая постройка, завершаемая куполом, украшала угловые и центральные части, спроектированных Казаковым зданий. Форма классической купольной ротонды, применённая в здании Сената в Московском Кремле (1776–87), становится излюбленным архитектурным приёмом Казакова.

  Как утверждают видные искусствоведы: Г. К. Вагнер, И. В. Ильенко, К. В. Михайловский, рука Казакова чувствуется в некоторых постройках Рязани конца XVIII – начала XIX веков. И, хотя в архивных документах не отмечается деятельность самого зодчего в Рязани, возможным могло быть согласование чертежей, советы его самого и его учеников.

  Самым значительным зданием на рубеже XVIII – XIX веков в Рязани можно считать Дом Дворянского собрания. Здание состоит из трех самостоятельных построек. Центральная часть с фасадом, выходящим на Астраханскую улицу, ротондой, высоким треугольным фронтоном и коринфским портиком, опирающимся на восемь колонн, является самой старой. В середине они раздвинуты, благодаря чему открывается красивое тройное окно, столь характерное для архитектуры М. Ф. Казакова.

  К 1806- 1809 годам относится здание Мальшинской богодельни для престарелых солдат и инвалидов на скрещении нынешних улиц Свободы и Маяковского, в его архитектурном облике присутствуют казаковские черты: ротонда и логическая размеренность фасадов.

  В духе классицизма конца XVIII века на перекрестке улиц Свободы и Полонского возвышается каменное здание с величественным шестиколонным коринфским портиком, с красивыми, несколько тяжелыми капителями - дом известного Рязанского мецената Г.В. Рюмина. В настоящее время в здании располагается Рязанский государственный областной художественный музей имени Ивана Петровича Пожалостина.

  Совершенством пропорций, точной прорисовкой деталей и завершённостью композиции отличается здание бывшей мужской гимназии, построенное в

  1808—1813 годах, всё же по своему облику говорящего за проектировочную линию Матвея Федоровича Казакова. Шестиколонный ионический портик объединяет первый этаж с антресолями здания и увенчан гладким высоким фронтоном, а также массивной каменной лестницей. В этой гимназии учились прославившие отечественную культуру личности: поэт Яков Полонский, художник Пётр Боклевский, историк Пётр Бартенев, историк Дмитрий Иловайский, Александр Степанович Ершов ( окончил гимназию с золотой медалью) преподававший впервые введённую в России практическую механику и начертательную геометрию, ставший в дальнейшем профессором Московского университета, историк Александр Попов и другие. В настоящее время в этом здании располагается Рязанский филиал Московского Государственного машиностроительного университета.

  Жизненный путь Матвея Фёдоровича Казакова — это пример безграничного служения своему народу, отечественной культуре, благу России.

Елена Юрьевна Ежова

Профессор кафдры культурологии РГУ им. С.А.Есенина

Доктор культурологии

ГАРО. Ф627 Оп.249.А.89.

 

Скорбим.

Рязанское Дворянское Собрание с глубоким прискорбием сообщает, что 28.04.2016г. на 91 году жизни скончался почетный предводитель Рязанского Дворянского Собрания Кипарисов Константин Николаевич. ВЕЧНАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ!

В Рязани прошел вечер памяти писателя Н. И. Тюнеева

24 Ноя 2015
В Рязани прошел вечер памяти писателя Н. И. Тюнеева
В субботу, 21 ноября, в Рязанской областной библиотеке им. А.М.Горького состоялся вечер памяти Николая Ивановича Тюнеева, прозаика, издателя, член Союза писателей России, первого предводителя возрожденного Рязанского губернского дворянского собрания. В зале, где проходил вечер, были представлены книги и публикации Н.И.Тюнеева, а также книги, изданные руководимым им издательствами «Русское слово» и «Новое время». На вечере собрались родственники и друзья писателя 

Поделиться своими воспоминаниями об известном рязанском общественном деятеле пришли рязанские писатели, потомки дворянских родов, известные общественные деятели. Много теплых слов было сказано об этой интересной личности. 

Н.И.Тюнеев трагически погиб в 2009 году, не дожив всего полтора месяца до своего 80-летия. 

Председатель Рязанской городской топонимической комиссии Н. Булычев предложил увековечить память известного земляка 

На вечере его памяти члены нового состава члены нового состава Рязанского дворянского собрания выступили с предложением обратиться в топонимическую комиссию города с просьбой разрешить установить на доме, где жил Николай Иванович Тюнеев мемориальную доску в память об этом замечательном человеке. Рязанцы должны помнить своих земляков, являющихся гордостью нашего края. 

Справка: 

Николай Иванович - выходц из древнего дворянского рода Тюнеевых, живших в михайловском села Старое Киркино. После окончания горного института Н.И.Тюнеев работал на шахтах Подмосковного угольного бассейна. Затем переехал в Рязань, где участвовал в строительстве нефтезавода, а затем работал конструктором на рязанских предприятиях. Является автором 14 изобретений. 

Но не технические изобретения, а литературное творчество стали смыслом его жизни. С 1968 года в печати стали появляться его произведения. Им написаны роман «Соавторы», десятки повестей и рассказов. 

Н.И.Тюнеев первым в Рязани в 1989 году создает независимое книжное издательство «Русское слово», а через два года издательство «Новое время». Являясь директором нового издательства, Николай Иванович приглашает на должность его главного редактора известного рязанского писателя Валентина Сафонова. Главной задачей издательства «Новое время» был выпуск книг патриотической направленности. Это было нелегким делом, так как в 90-годы в приоритетах была либеральная тематика. 

Большой заслугой Н.И.Тюнеева явилось издание журнала «Час России». Он сумел привлечь к сотрудничеству в журнале известных русских писателей И.Янина, В.Ганичева, П.Проскурина, В.Распутина и др. В журнале печатались также и рязанские авторы Э.Сафонов, Б.Жаворонков, Б.Шишаев, А.Архипов, В.Авдеев. 

Вместе с группой единомышленников он в 1994 году возродил Рязанское губернское дворянское собрание и был избран его предводителем, а год спустя стал действительным членом Совета Российского дворянского собрания. Николай Иванович проявил большие усилия, чтобы свое первое заседание потомки рязанских дворян провели в Гербовом зале Рязанского дворянского собрания. (Сейчас там разместилась Рязанская областная Дума.) Численность членов дворянского собрания с каждым годом неуклонно растет и в этом большая заслуга его предводителя.

Николодворянский храм в Рязани пусть засияет в былой своей красоте !

 

Если Храм засияет в былой красоте - значит мы действительно воссоздаем отнятое у нас и порушенное, значит Русь воистину возрождается.(Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II- на освящении храма Христа Спасителя в Москве (1996). 

 

В неповторимых очертаниях нашего города Рязани высится купол Николодворянского храма, расположенного в самом центре в тупике Николодворянской улицы, у спуска к ныне текущей по трубам в земле реке Лыбедь. Воссоздать «биографию» этого храма по тому, что осталось в настоящее весьма сложная задача, однако в этой статье мы предпринимаем попытку её решения. 
Деревянная Никольская церковь впервые упоминается в 1676 году. Годом закладки каменной Николо-Дворянской церкви (ранее она называлась Староямская Никольская) с главным престолом во имя святителя Николая Чудотворца считается 1767 год, возведения колокольни 1805 год. Точной даты основания пока найти не удаётся. Однако, архивный документ из Российского Государственного Архива Древних Актов г. Москвы свидетельствует о том, что « в 1641 году от Рождества Христова (7149 год от создания мира) 28 августа в царствование Великого князя Михаила Федоровича всея Руси в Переяславле Рязанском в Ямской Слободе уже стояли храмы во имя Святителя Николая Чудотворца и святых мучеников Флора и Лавра, оба храма - деревянные». Главная часть каменного храма (ныне восстанавливаемая) датируется ХVII – XVIII веками строительства. 
В 1767 году осуществлена пристройка трапезной части храма с двумя приделами- в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святых апостолов Петра и Павла. И в настоящее время два придела выделяются в конструкции храма: левый - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и правый - во имя святых апостолов Петра и Павла. 
Храм строился на средства рязанских дворян и купцов. Его нынешний внешний облик позволяет судить о многочисленных перестройках и отделках. Поэтому можно назвать «нестрогим» классицизм, доминирующий в основном облике храма. По замыслу архитектора, имя которого пока остаётся неизвестным, в плане храм представлял собой крест и вытянутые с запада на восток пропорции, что воплощало христианское миропонимание и эстетические представления. Коринфские полуколонны на фасадах подчеркивают стройность вертикали фасадов. Мощный купол и завершающийся главой с крестом фонарь придают величие этому замечательному сооружению. Языком архитектуры зодчий - создатель храма сумел выразить преклонение человека перед величием божественного замысла, выразить возвышенность человеческой души в состоянии молитвенного обращения к горячо любимому заступнику земли русской святителю Николаю Чудотворцу, в заступничестве которого во все времена люди видели опору и поддержку. 
Мощь и выразительность храма особенно ярко просматриваются как со стороны моста через Лыбедь на улице Астраханской так и со стороны её восточных фасадов - улицы Садовой. 
Из истории известно, что в 1866 году в храме был установлен новый иконостас работы известного в своё время московского мастера Галактиона Лебедева (иконостас простоял до 1917 года). 
И нельзя не отметить ещё одну отличительную особенность этого храма – его потрясающую акустику. И в этом тоже мастерство зодчих. 
Храм, несомненно, радовал прихожан богатой росписью сводов и стен, уникальностью форм церковной утвари. Представленные в фресковой живописи события и герои Священного Писания « видимые свидетели мира невидимого» приводили прихожан от красоты изображённой к красоте духовной. Можно представить, как в праздничные дни в эти стены торопились для совместной молитвы жители Рязани. Каким намоленным за многие годы стало пространство храма, каким близким сердцу каждого с верой приходящего. 
Много разных незабываемых событий совершались в этом храме. Нельзя не отметить заботу русской православной церкви о прославлении подвигов ратных и молитвы за русское воинство во время Отечественной войны 1812 года. История доносит, что в Николодворянском храме поздней осенью 1812 года отпевали замечательного архитектора, основоположника отечественной архитектурной школы классицизма Матвея Фёдоровича Казакова (он консультировал строительство трапезной части каменного храма), которого из горящей Москвы семья вывезла в Рязань, где он и окончил дни своей земной жизни. 

К великому сожалению в настоящее время многое из этого оказалось разрушенным и переделанным. В 20-е годы колокольня была разобрана, внутренние помещения в 1961 году переделаны под учебные классы автотранспортного училища. Грустно смотреть и на внешние фасады, нуждающиеся в реставрации, на обезглавленную колокольню и на забеленные стены внутри. Это при том, что возвращённый епархии храм освящённый 22 мая 2009 года в день памяти святителя Николая Чудотворца архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом - активно действующий. 
Чтобы былая красота этого храма вновь засияла перед очами прихожан необходимо несколько этапов реставрационных работ, которые сегодня полным ходом восстанавливают утраченное. Необходим сбор средств на сложные работы по воссозданию колокольни храма, фасадов и внутренних помещений. Перед жителями нашего города стоит задача поддержать проведение реставрационных работ и тем самым внести свой вклад в сохранение красоты и величия храма для потомков, для неувядающей славы нашего города Рязани. 

 


Реквизиты для перечисления средств: 
Получатель: Николодворянский храм г.Рязани 
ИНН 6234025410/КПП 623401001 
Расчетный счет: 40703810000000000691 

 

в ООО "МКБ им. С. Живаго" г. Рязани 

 

Корр./счет 30101810700000000744 

 

БИК 046126744 
Наименование платежа: на восстановление Николодворянского храма в г. Рязани

 

Поездка в Зарайский Кремль

25 октября 2015 года члены Рязанского регионального отделения Российского Дворянского собрания (РДС) совершили поездку в Зарайский Кремль. Православный краевед Ольга Владимировна Полянчева рассказала об истории Кремля, тесно связанной с рязанщиной. Ведь Зарайский уезд долгое время был частью Рязанской губернии.

Гости были на службе в Иоанно-Предтеченском соборе, поклонились и приложились к иконе Николы Зарайского.

Ольга Владимировна рассказала, что в соборе большую часть года проходят богослужения. Центральный престол освящён в честь Усековения Главы Иоанна Предтечи; правый - во имя апостолов Петра и Павла; левый - князя Владимира. Стены и своды храма покрывают новые и старые росписи, для иконы Николы Зарайского изготовлена резная сень. Почитаемый образ стоит, как и прежде, у алтаря собора.

Экскурсанты были очень довольны не только тем, что посетили службу и узнали много нового о Зарайском Кремле.

Знакомство с прекрасным, эрудированным, сердечным экскурсоводом О.В. Полянчевой даёт возможность продолжать эту дружбу, устраивать совместные мероприятия, встречи, изыскания. Ольга Владимировна - дочь известного зарайского краеведа Владимира Ивановича Полянчева, который был тесно связан с рязанской землёй, имел там много друзей, изучал и пропагандировал жизнь уроженца Зарайского уезда, одного из основателей МГТУ им. Баумана профессора А.С.Ершова, скульптора А.С Голубкиной, семьи писателя Ф.М. Достоевского.

Мы убедились, что нравственное, патриотическое воспитание невозможны без краеведения!

11 октября 2015 года состоялось собрание

11 октября 2015 года в Доме общественных организаций состоялось собрание членов Рязанского регионального отделения Российского Дворянского собрания (РДС). Предводитель Михаил Евгеньевич Савостьянов рассказал о деятельности дворян в период между собраниями: участие в открытии отреставрированного при большой помощи члена Совета Александра Викторовича Шишкова памятника погибшим воинам в селе Огородниково; субботник по уборке территории вокруг Николо-Дворянской церкви вместе со студентами Рязанского государственного университета; создание сайта отделения;реставрация креста для церкви и т.д. В плане работы отделения - привлечение людей и помощь им в подтверждении звания потомков российского дворянства; организация и участие в городских и областных мероприятиях, в том числе проводимых в Доме общественных организаций; выступления и публикация на сайте родословных членов отделения; помощь Николо-Дворянской церкви. Приглашённые на собрание почётный гражданин г.Рязани краевед Вячеслав Васильевич Коростелёв и научный сотрудник Рязанского института развития образования (РИРО) краевед Игорь Жанович Рындин поделились своим видением работы отделения. На ноябрь намечен вечер памяти писателя, первого Предводителя Рязанского регионального отделения РДС Николая Ивановича Тюнеева. Члены собрания выразили желание оказать благотворительную помощь Николо-Дворянской церкви.