• rds001
  • rds002

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Оказавшись в самом начале улицы Ленина в Рязани непременно обратите свое внимания на огромный особняк, состоящий из трех зданий. Это бывшее Дворянское собрание построенное в 1805 году. Автором проекта выступил Н.И. Воронихин. Он сделал огромный парадный зал, фасад которого украсил колоннами и гербами небольших городов губернии.

Весьма роскошно зал выглядел и изнутри. Дорогой паркет, барельефы на стенах, драпировка на окнах и многое другое сразу пришлось по душе местной элите, которая стала собираться в Дворянском собрании на балы и другие пафосные мероприятия.

Главная

Рязанское Дворянское собрание поздравляет с юбилеем Шишкову Людмилу Васильевну!

Пусть череда счастливых лет
Составит светлых дней букет!
Пусть счастье, словно мотылек,
С цветка порхает на цветок!
Пусть каждый промелькнувший миг
Осветит солнца яркий блик,
А каждый пробежавший час
Пусть станет праздником для Вас!

Русская Таврида 2021 года

Представители Рязанского дворянского собрания посетили ежегодный форум «Русская Таврида», который уже в шестой раз провели Московское Дворянское собрание с Дворянским Собранием Крыма. Среди мероприятий форума — выступления ученых-историков из Москвы, Крыма, других городов на конференциях, круглых столах, встречах с потомками тех, чьи предки внесли значительный вклад в историю Крыма. Остановились мы в Гурзуфе, в санатории «Гурзуфский».

Столовая санатория находится в великолепном зале с прекрасной акустикой, где некогда выступали Шаляпин, Рахманинов, Собинов. Там же проходят балы . В 2021 г «Русская Таврида» посвящалась «Русскому Исходу», трагическим событиям 1920 года. Хочется отметить выступление ученого и общественного деятеля Александра Никитича Севастьянова. Он выступил с блестящим докладом о своем деде, трагичная и поучительная судьба которого тесно переплелась с событиями в Крыму. Выступала гостья из Франции Ирэн Каммо. Она рассказала о судьбах русской людей, вытесненных в эмиграцию. Конференция прошла 8 мая в доме культуры Алупка, рядом с прекрасным Воронцовским дворцом.

«В двух шагах от дома рос молодой кипарис, каждое утро я навещал его, к нему привязался чувством, похожим на дружество».

Эти слова А.С. Пушкина вдохновили всех участников форума посадить в Гурзуфском парке кипарисовую аллею в честь 200-летнего пребывания Пушкина в Гурзуфе. Тем более в 2021 году среди организаторов форума, помимо Московского и Крымского Дворянских собраний, появилась и общественная организация «Зеленая Россия», в лице ее руководителя Константина Юрьевича Курченкова.

Бал, прошедший 7 мая был посвящен 200-летию пребывания Пушкина в Гурзуфе. Он так и назывался - Пушкинский. Выступали замечательные артисты Георгий Кхахиди Анна Глушко и Арзы Меджидова. Каждое их выступление вызывало восторг, и мы опять ждем встречи с ними в след. году. Предводитель Крымского Дворянского Собрания Ушаков наградил К.Ю. Курченкова медалью Потемкина. Было весело и интересно.

На следующий день состоялся вечер в Музее А.С. Пушкина (домик Раевского). Вела вечер сотрудница московского Музея А.С. Пушкина Вероника Кирсанова. Елена Глинская, Елена Глазкова и Галина Зотова подготовили и представили литературную композицию. Кирилл Белянинов и Мария Юсупова привезли выставку живописных произведений и скульптур, посвященных Пушкину.

Дмитриева Надежда Владимировна, бессменный вдохновитель и организатор форума, подарила музею женские перчатки из рода Араповых-Ланских и фотографии своих предков, породнившихся с Ланскими. Вечером прошел винный клуб, как всегда блистательно проведенный Олегом Вячеславовичем Щербачевым. А на следующий день мы ездили в Багреевку. Страшное место, там были расстреляны большевиками многие сотни невинных людей, среди известных по именам — 80-летняя парализованная княгиня Н.А. Барятинская в инвалидной коляске) и ее дочь, беременная И.В. Мальцова .

Огромная благодарность Московскому дворянскому собранию, дворянскому собранию Крыма и Надежде Владимировне Дмитриевой. Надеемся посетить «Русскую Тавриду» в следующем году.

И эта статья написана с помощью Дмитриевой Н.В. , прекрасной женщины и члена союза писателей России.

Цветущий Крым ждёт вас

Уже в шестой раз в Крыму, под эгидой Дворянского собрания, проводится форум " Русская Таврида". Рязанская делегация намерена посетить его в пятый раз. В связи с карантином прошлого года все мероприятия были отменены, но один из ярчайших представителей Рязанского дворянского собрания, потомок родов Шаховых и Сазоновых, Шишков Александр Викторович, ездил на Массандровский винный завод, чтобы передать архив своего знаменитого предка.


"Род Шаховых значится с 1696 года из старинных полонных людей. Первым дворянское звание получил Константин Шахов. Дворянское звание подтвердил его потомок Ульян Шахов, который в 1701 году служил рейтаром, и по указу царя Петра Алексеевича был произведен в дворяне. После отставки прожил в имении Кутуково Пронского района. Его сын – Федор Ульянов Шахов – 1750 году служил в гвардейском Семеновском полку. Имение в селе Кутуково было расширено и именовалось Московской Академией учеников Федора Ульяна Шахова. В дальнейшем все потомки рода Шаховых были военными: Петр Федорович Шахов, Лука Матвеевич Шахов, Иван Матвеевич Шахов. Мой прапрапрадед Евсей Матвеевич Шахов, его сын Николай и внук Александр были неслужащими дворянами. Мой прапрадед Александр Николаевич Шахов и его жена Анна Степановна Шахова имели имение в селе Горловское Старожиловского района Рязанской области. Прапрадед занимался коневодством и извозом, имел большую семью. Все дети получили образование. Его сын Шахов Анатолий Александрович жил в городе Тамбове и занимался коневодством. Сын Шахов Николай Александрович жил в городе Ярославле, работал инженером. Дочери были выданы замуж в дворянские семьи. Род Шаховым породнился с дворянскими семьями Гавердовских, Бурминых, Иванеевых, Сазоновых. Моя прабабушка Ольга Александровна Сазонова (Шахова), 1887 г.р., была выдана замуж за землевладельца дворянина Сазонова Михаила Ивановича и проживала в деревне Огородниковские выселки Спасского района Рязанской области.

Родной брат моей прабабушки Шахов Василий Александрович с детства отличался тягой к сельскому хозяйству и был направлен отцом на обучение и работу в Крым, где обучался виноделию. В 1900-м году Василий Александрович устроился на работу в винодельческий завод Массандра. Начинал свой трудовой путь с должности подвального рабочего, но быстро продвинулся по карьерной лестнице. Под руководством известного винодела Ярослава Вадарского начали создавать российскую Мадеру. В дальнейшем Вадарский отказался участвовать в создании Мадеры, и руководить процессом был назначен Шахов В.А.. Ему удалось разработать технологический процесс с введением трех принципов. Первым его нововведением было обязательное брожение мадерных материалов на мезге до небольшого остатка сахара – не более 6%. Второе нововведение состояло в том, что купажные материалы для мадеры стали приготавливаться отдельными партиями с сахаристостью в пределах 1-3%. Третий принцип солнечная выдержка на открытом воздухе. Таким образом, Шахову В.А, удалось создать сорт вина Мадера Крымская 1905 году, которое по качеству, вкусовым признакам не уступала португальской Мадере. Этот сорт завоевал множество дипломом, медалей, призов. Выпускается по сегодняшний день, автором числится Шахов В.А.. В дальнейшем Василий Александрович работал на винзаводах Абрау-Дюрсо, возглавлял винзавод в городе Новочеркасске. В годы Великой Отечественной войны оборудование завода не успели эвакуировать и Шахов демонтировал оборудование и спрятал его в подвалах Новочеркасского православного храма. Несмотря на неоднократные допросы немецкой оккупационной администрации о судьбе завода, Шахов не выдал местонахождение оборудования, сохранил его, и после освобождения Новочеркасска оборудование вновь было установлено на заводе. Шахов В.А. прожил долгую жизнь, воспитал много учеников, умер в 8 июля 1966 года и похоронен на центральном кладбище города Новочеркасска."

 (Потомок рода Шаховых Шишков А.В.)

Открытие фотовыставки «Цвела как ландыш потаенный».

 

       4 декабря в Малом зале областной библиотеки им. Горького состоялось торжественное открытие фотовыставки  «Цвела как ландыш потаенный»,  посвящённая 100-летию эвакуации из РСФСР мощей Великой Княгини  Елизаветы Федоровны  Романовой. Почему через 100 лет мы вспоминаем эту женщину и открываем в её честь выставку?

  Елизавета Фёдоровна родилась 1 ноября 1864 в немецком городе Дармштадте. Её полное имя при рождении было Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская.

     Она была дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучки английской королевы Виктории. Младшая сестра Елизаветы Алиса позднее, в ноябре 1894 года, стала русской императрицей Александрой Фёдоровной, выйдя замуж за русского императора Николая II. По вероисповедованию Елизавета была лютеранкой.

    В 1884 г. она вышла замуж за  великого князя Сергея Александровича, брата российского императора Александра III.  Елизавета в совершенстве овладела русским языком, говорила на нём почти без акцента. Ещё исповедуя лютеранство, посещала православные богослужения. В 1888 году, вместе с супругом, совершила паломничество в Святую землю. В 1891 году приняла православие, написав перед этим своему отцу: «Я всё время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь — и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином».

   Её супруг великий князь Сергей Александрович был назначен в 1891 московским генерал-губернатором и семья уехала из столицы Петербурга и постоянно жила в подмосковном селе Ильинском. У Сергея Александровича и Елизаветы Фёдоровны не было родных детей, но они воспитывали детей брата Сергея Александровича, великого князя Павла Александровича, Марию и Дмитрия, чья мать скончалась в родах.

   Елизавета Федоровна занималась активной общественной работой. В частности, она организовала в 1892 году Елисаветинское благотворительное общество для помощи бедным семьям. С началом русско-японской войны Елизавета Фёдоровна учредила Особый комитет помощи воинам, при котором в Большом Кремлёвском дворце был создан склад пожертвований в пользу воевавших на фронте: там заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки, формировали походные церкви.

   4 февраля 1905 года её супруг был убит террористом Иваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу. Молясь и плача, великая княгиня Елизавета Фёдоровна собирала по кускам, разбросанное вокруг эпицентра взрыва тело своего супруга. Елизавета Фёдоровна тяжело переживала эту трагедию. Но, тем не менее, нашла в себе силы и посетила в тюрьме убийцу: она передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила ему Евангелие. Более того, она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено.

   После гибели мужа Елизавета Фёдоровна заменила его на посту председателя Императорского православного палестинского общества и исполняла эту должность с 1905 по 1917 год. Вскоре после гибели супруга Елизавете Федоровна продала все свои драгоценности и на вырученные деньги купила в Москве усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 году Марфо-Мариинская обитель милосердия. Это не был монастырь в точном смысле слова, сёстры обители занимались благотворительной и медицинской работой.

   Ни сама Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, ни сестры не были монахинями. Сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудриянестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого срока устав обители позволял сестрам выйти из неё и создать семью. Сёстры получали в обители психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Как только началась Первая мировая, в обитель потекли раненые солдаты с фронтов. В 1915 году при содействии Елизаветы Федоровны была создана первая в России протезная мастерская.

   Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков, продолжая заниматься подвижнической работой в своей обители. 7 мая 1918 года, на третий день после Пасхи, в день празднования Иверской иконы Божьей Матери, патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель и отслужил молебен. Через полчаса после отбытия патриарха Елизавета Фёдоровна была арестована чекистами и латышскими стрелками по личному распоряжению Ф. Э. Дзержинского. Патриарх Тихон пытался добиться её освобождения, но тщетно — она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь.

   Высылка на Урал Елизаветы Фёдоровны являлась одним из звеньев общего плана большевиков по концентрации на Урале всех представителей династии Романовых, где собранных можно было бы уничтожить, лишь найдя для этого подходящий повод.

  Елизавета Федоровна вместе с другими членами Российского Императорского Дома приняла мученическую смерть 18 июля 1918 г. в Алапаевске Пермской губернии. Убивали ударом топора по голове, а затем сбрасывали в шахту. А днем ранее, но уже в другом уральском городе Екатеринбурге, тоже зверски была убита царская семья и члены её свиты.

   После занятия Алапаевска Белой армией в октябре 1918 года останки убитых извлекли из шахты, а затем перевезли тела мучеников на Дальний Восток, а оттуда в апреле 1920 года в Китай. Оттуда два гроба – великой княгини Елизаветы и сестры из Марфо-Мариинской обители Варвары Яковлевой были перевезены в Иерусалим. Погребены они были в январе 1921 года под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Тем самым было исполнено желание самой великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой земле, выраженное ею ещё во время паломничества в 1888 году. Свидетельства нетленности и благоухания тела Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны отмечены ещё во время эвакуации из РСФСР.

  В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.

   В 2008 г. Президиум Верховного суда признал необоснованно репрессированными и реабилитировал Императора Николая II и всех членов его Августейшей Семьи, в том числе и Великую Княгиню Елизавету Фёдоровну.

   Память Преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары празднуется в день их кончины – 5 (18) июля.

   Более ста лет прошло со дня мученической смерти Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, но все эти годы её помнили и ей молились. О ней вспоминают даже враги православия и идейные потомки тех, кто совершал злодеяния в те далекие страшные годы.

  15 лет назад Рязанская топонимическая комиссия решила улице Каляева вернуть историческое название Семинарская. Было много протестующих, особенно среди рязанских коммунистов, которые пытались доказывать, каким «замечательным» человеком был Иван Каляев. Разумеется, никакие ухищрения и даже угрозы не могли повлиять на членов топонимической комиссии. И тогда почитатели террориста Каляева прибегли к последнему аргументу. Они заявили, что Каляев не мог быть плохим человеком, иначе бы Елизавете Федоровна его не простила. Коммунисты не могли понять, что Елизавета Федоровна тогда была движима великой христианской любовью и милосердием.

   Выставка, открывшаяся в областной библиотеке, стала большим событием в культурной жизни Рязани. Идею выставки выдвинул звенигородский краевед и московский журналист Андрей Николаевич Иванов, издавший две книги, посвящённые памяти Её Императорского Высочества Святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны: «Цвела как ландыш потаенный» (2012), «И слово стало плотью» (2015). На данной выставке представлены его фотоматериалы к обеим книгам, которые рассказывают о жизни и смерти Елизаветы Федоровны, а также печатные издания из фондов Исторической библиотеки имени архиепископа Феодорита Рязанского и Рязанской областной библиотеки имени Горького.

  В создании выставки активное участие принимали члены Рязанского Дворянского Собрания при посредничестве Рязанского православного исторического общества, Рязанского отделения Российского Монархического Движения и Исторической библиотеки имени архиепископа Феодорита Рязанского.

  Елизавета Фёдоровна родилась 1 ноября 1864 в немецком городе Дармштадте. Её полное имя при рождении было Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская.

   Она была дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучки английской королевы Виктории. Младшая сестра Елизаветы Алиса позднее, в ноябре 1894 года, стала русской императрицей Александрой Фёдоровной, выйдя замуж за русского императора Николая II. По вероисповедованию Елизавета была лютеранкой.

   В 1884 г. она вышла замуж за  великого князя Сергея Александровича, брата российского императора Александра III.  Елизавета в совершенстве овладела русским языком, говорила на нём почти без акцента. Ещё исповедуя лютеранство, посещала православные богослужения. В 1888 году, вместе с супругом, совершила паломничество в Святую землю. В 1891 году приняла православие, написав перед этим своему отцу: «Я всё время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь — и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином».

   Её супруг великий князь Сергей Александрович был назначен в 1891 московским генерал-губернатором и семья уехала из столицы Петербурга и постоянно жила в подмосковном селе Ильинском. У Сергея Александровича и Елизаветы Фёдоровны не было родных детей, но они воспитывали детей брата Сергея Александровича, великого князя Павла Александровича, Марию и Дмитрия, чья мать скончалась в родах.

    Елизавета Федоровна занималась активной общественной работой. В частности, она организовала в 1892 году Елисаветинское благотворительное общество для помощи бедным семьям. С началом русско-японской войны Елизавета Фёдоровна учредила Особый комитет помощи воинам, при котором в Большом Кремлёвском дворце был создан склад пожертвований в пользу воевавших на фронте: там заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки, формировали походные церкви.

    4 февраля 1905 года её супруг был убит террористом Иваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу. Молясь и плача, великая княгиня Елизавета Фёдоровна собирала по кускам, разбросанное вокруг эпицентра взрыва тело своего супруга. Елизавета Фёдоровна тяжело переживала эту трагедию. Но, тем не менее, нашла в себе силы и посетила в тюрьме убийцу: она передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила ему Евангелие. Более того, она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено.

    После гибели мужа Елизавета Фёдоровна заменила его на посту председателя Императорского православного палестинского общества и исполняла эту должность с 1905 по 1917 год. Вскоре после гибели супруга Елизавете Федоровна продала все свои драгоценности и на вырученные деньги купила в Москве усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 году Марфо-Мариинская обитель милосердия. Это не был монастырь в точном смысле слова, сёстры обители занимались благотворительной и медицинской работой.

    Ни сама Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, ни сестры не были монахинями. Сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудриянестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого срока устав обители позволял сестрам выйти из неё и создать семью. Сёстры получали в обители психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Как только началась Первая мировая, в обитель потекли раненые солдаты с фронтов. В 1915 году при содействии Елизаветы Федоровны была создана первая в России протезная мастерская.

   Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков, продолжая заниматься подвижнической работой в своей обители. 7 мая 1918 года, на третий день после Пасхи, в день празднования Иверской иконы Божьей Матери, патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель и отслужил молебен. Через полчаса после отбытия патриарха Елизавета Фёдоровна была арестована чекистами и латышскими стрелками по личному распоряжению Ф. Э. Дзержинского. Патриарх Тихон пытался добиться её освобождения, но тщетно — она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь.

    Высылка на Урал Елизаветы Фёдоровны являлась одним из звеньев общего плана большевиков по концентрации на Урале всех представителей династии Романовых, где собранных можно было бы уничтожить, лишь найдя для этого подходящий повод.

   Елизавета Федоровна вместе с другими членами Российского Императорского Дома приняла мученическую смерть 18 июля 1918 г. в Алапаевске Пермской губернии. Убивали ударом топора по голове, а затем сбрасывали в шахту. А днем ранее, но уже в другом уральском городе Екатеринбурге, тоже зверски была убита царская семья и члены её свиты.

    После занятия Алапаевска Белой армией в октябре 1918 года останки убитых извлекли из шахты, а затем перевезли тела мучеников на Дальний Восток, а оттуда в апреле 1920 года в Китай. Оттуда два гроба – великой княгини Елизаветы и сестры из Марфо-Мариинской обители Варвары Яковлевой были перевезены в Иерусалим. Погребены они были в январе 1921 года под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Тем самым было исполнено желание самой великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой земле, выраженное ею ещё во время паломничества в 1888 году. Свидетельства нетленности и благоухания тела Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны отмечены ещё во время эвакуации из РСФСР.

   В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.

    В 2008 г. Президиум Верховного суда признал необоснованно репрессированными и реабилитировал Императора Николая II и всех членов его Августейшей Семьи, в том  числе и Великую Княгиню Елизавету Фёдоровну.

    Память Преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары празднуется в день их кончины – 5 (18) июля.

    Более ста лет прошло со дня мученической смерти Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, но все эти годы её помнили и ей молились. О ней вспоминают даже враги православия и идейные потомки тех, кто совершал злодеяния в те далекие страшные годы.

    15 лет назад Рязанская топонимическая комиссия решила улице Каляева вернуть историческое название Семинарская. Было много протестующих, особенно среди рязанских коммунистов, которые пытались доказывать, каким «замечательным» человеком был Иван Каляев. Разумеется, никакие ухищрения и даже угрозы не могли повлиять на членов топонимической комиссии. И тогда почитатели террориста Каляева прибегли к последнему аргументу. Они заявили, что Каляев не мог быть плохим человеком, иначе бы Елизавете Федоровна его не простила. Коммунисты не могли понять, что Елизавета Федоровна тогда была движима великой христианской любовью и милосердием.

    Выставка, открывшаяся в областной библиотеке, стала большим событием в культурной жизни Рязани. Идею выставки выдвинул звенигородский краевед и московский журналист Андрей Николаевич Иванов, издавший две книги, посвящённые памяти Её Императорского Высочества Святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны: «Цвела как ландыш потаенный» (2012), «И слово стало плотью» (2015). На данной выставке представлены его фотоматериалы к обеим книгам, которые рассказывают о жизни и смерти Елизаветы Федоровны, а также печатные издания из фондов Исторической библиотеки имени архиепископа Феодорита Рязанского и Рязанской областной библиотеки имени Горького.

   В создании выставки активное участие принимали члены Рязанского Дворянского Собрания при посредничестве Рязанского православного исторического общества, Рязанского отделения Российского Монархического Движения и Исторической библиотеки имени архиепископа Феодорита Рязанского.

     Ещё в феврале этого года проведение выставки благословил   Митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Она должна была открыться в марте. Но в связи с пандемией её проведение несколько раз откладывали. Окончательно выставка была подготовлена в начале декабря, а 4 декабря  в Малом зале библиотеки Горького состоялось её торжественное открытие.    Её открыл митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

    На церемонии открытия выступили: митрополит Рязанский и Михайловский Марк, член президиума Российского монархического движения, член Московского дворянского собрания Алексей Староверов, директор Исторической библиотеки имени архиепископа Феодорита Рязанского Игорь Горшков, вице-предводитель Рязанского дворянского собрания, ответственный секретарь Рязанского православного исторического общества Николай Булычев и секретарь Рязанского дворянского собрания Наталья Цырульникова.

    В завершение председатель Рязанского отделения Российского монархического движения, член Рязанского дворянского собрания Владимир Зудов провел экскурсию по выставке. Всех присутствующих на открытии приятно удивило, как владыка Марк глубоко и подробно был знаком с биографией Святой Елизаветы Федоровны. Он поправлял и дополнял экскурсовода. От него мы получили дополнительную информацию о Святой.

    Две книги, посвященные памяти великой княгини: «Цвела как ландыш потаённый» (2012), «И слово стало плотью» (2015) от имени автора и с его дарственной надписью были вручены владыке Марку.

   Все, посетившие выставку, уходили из библиотеки с чувством глубокого эмоционального подъема, с осознанием того, что сумели каким-то образом прикоснуться к христианскому подвигу необычайной женщины Её Императорского Высочества Святой преподобномученицы Великой Княгини  Елизаветы Федоровны.

Траурное сообщение

Рязанское дворянское собрание приносит соболезнования в связи с кончиной Ежовой Елены Юрьевны, многолетнего члена и сооснователя собрания

С глубоким прискорбием извещаем, что 4.11.2020г. на 72 году скоропостижно ушла из жизни доктор культурологии, профессор РГУ им.Есенина, участник Рязанского дворянского собрания Ежова Елена Юрьевна.

 

Была примером нам всегда,
Как человек с душою чистой.
И память о тебе жива
В сердцах и душах твоих близких.

Открытие Памятного знака узникам Рязанского концлагеря (1919-1923) на территории Казанского женского монастыря.

 

 

30 ноября 2019 года в Рязани открыт и освящён Памятный знак узникам Рязанского концлагеря (1919-1923), который располагался на территории Казанского женского монастыря.
На камне написано: 
"На территории Казанского женского монастыря, в период красного террора, с 1919 по 1923гг. располагался концлагерь...
Помяни, Господи, во Царствии Твоем всех невинно пострадавших"
Большую работу по установке Знака провёл председатель Топонимической комиссии города, ответственный секретарь православного исторического общества, вице-предводитель Рязанского дворянского собрания Николай Александрович Булычёв, а также Сергей Гаврилов, Игорь Канаев, другие неравнодушные люди. И, конечно, настоятельница монастыря матушка Анна ( Сычугова) с насельницами.
Губернский концлагерь изоляции, дознания и принудительных работ для тысяч "нетрудовых элементов" ( дворян, священников, офицеров, купцов, педагогов, крестьян и др. ), согнанных и свезённых со всех закоулков губернии, стал местом изоляции и пыток людей всех сословий. Через него прошли около 10 тысяч человек.

Памятный знак освятил Митрополит Рязанский и Михайловский Марк, после чего помогавшие ему священнослужители пропели Вечную память". Владыка отметил, что памятный знак установлен от имени народа и на народные деньги
На церемонии присутствовали краеведы, историки, просто жители города, а также члены Рязанского дворянского собрания во главе с Предводителем М.Е. Савостьяновым.

Паломническая поездка в Дивеево

Дивеево поражает своей красотой, вдохновляет своей историей, но особенным это место становится благодаря присутствию Духа святого. Именно поэтому, Дивеево так и называют - «Дивное».

В православном мире известны четыре Удела Пресвятой Богородицы это: Иверия, Афон, Киев и Дивеево… По православному преданию, Уделом Пресвятой Матушки нашей Богородицы зовется Святая земля, которая находится под Ее особым покровительством. На земле известны четыре места, на которые пал для Нее жребий для проповеди Евангелия. Эти Святые места, ставшие Уделами Пресвятой Богородицы таковы: Первый Удел - Иверия (старинная область на территории современной Грузии),

Второй Удел - Святая Гора Афон (Греция), Третий Удел - Киево-Печерская Лавра (Украина) и Четвертый Удел - Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия).

Божья матушка Сама своим святым присутствие посетила Дивеевский монастырь!

Так, на праздник обретения иконы Казанской Божьей Матери, рязанское дворянское собрание под предводительством Михаила Савостьянова в рамках паломнической поездки посетило обитель Пресвятой богородицы в Дивеево.

Эти дни в поездке были наполнены благодатью и радостью от сопричастности святым местам. Это чудотворная, пропитанная благостью земля, на которой православный человек обретает умиротворение. Милостию Божию, преодолевая различные трудности по дороге, рязанские паломники устремились в Дивеево за верой и очищением. Вновь, как и те верующие далекие предки, сегодняшние потомки дворян, с молитвой на устах, вначале посетили источник преподобного Серафима Саровского в Цыгановке, утолили жажду и окунулись в исцеляющие воды купели, где суетные мысли уходят прочь. Здесь же сподвиглись восторгу от дивной красоты завораживающих мест. Поддерживая и помогая друг другу, все члены рязанского дворянского собрания единомыслием ощущали телесную и духовную благость.

Это была двухдневная паломническая поездка. В первый же благостный вечер удалось поклонились святым мощам преподобного Серафима Саровского! И эта необыкновенная возможность уже всем представилась чудом! Здесь ощущалась необыкновенная энергия добра, исходящая от каждого, кто по зову души притек к преподобному батюшке.

На следующее утро уже в 5.3 утра дворянское собрание стояло на службе в храме, вновь ощущая себя сопричастниками той веры, которую хранили и оберегали ушедшие благородные предки. витающая в воздухе святость, покой и тишина. А восемь часов утра по округе разливался колокольный звон, призывая всех на Божественную литургию.

21 июля весь православный мир праздновал обретение иконы Казанской Божьей

Матери, имеющий своим началом чудесное явление в граде Казани в 1579 году. История повествует, что девятилетней девочке Матроне явилась в сонном видении Божья Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле. Не сразу поверили в значимость явления девочки, но стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. Так и теперь хранящие православную, веру потомки рязанских дворян вместе с другими паломниками вновь праздновали ее радостное обретение, тепло принимали её, молитвенно обращались за помощью и ходатайством, ликовали и пели в честь Пресвятой Богоматери.

Служба проходила благоговейно. Монахини и духовенство подавали пример твердого упования на помощь всемогущего Бога. Они пребывали в молитве. При содействии благодати Божией, священнослужители, обладающие мудрым и тонким познанием сердца человеческого, как светильники, озаряли чистым светом учения

Христова всех приближавшихся к ним, указуя всякому истинный путь, ведущий ко спасению.

Несмотря на обильное количество верующих, благоговейно выстояли утреннюю службу, прошли крестным ходом по «канавке Божьей Матери». Прошли именно по тем местам, где своими пречистыми стопочками прошла Сама Пресвятая, где открывается истина, снисходит благость.

Паломники обходят Канавку, 150 раз читая "Богородице, Дево, радуйся..." и просят помощи у Царицы Небесной в житейских проблемах, а также избавления от болезней и бед. Здесь многие получают озарение и находят ответы на, казалось бы, неразрешимые вопросы. Именно здесь происходят чудеса внешнего и внутреннего в человеке, происходят изменения в отношении человека и мира. Это место – православный символ, который задает направленность внутренней и внешней активности человека. Ощущается, что куда-то в даль улетают все земные мысли, отступает суета и ощутимо для себя предаешься в руки воле Божьей. В этом духовном пространстве понимаешь, что на самом деле значимо и ценно, здесь происходит изменение акцентов, переоценка ценностей - всего, что составляет историю духовной жизни человека.

В Дивеево красиво и днем и ночью. И внешняя красота лишь отражает красоту внутреннюю, отражает то бесконечное умиротворение, которое испытывает человек, оказавшись под надежным покровом и Божьей защитой.

Ощутима взаимосвязь человека с миром, человека с Богом. Возникает чувство сопричастности не только коллективным сознанием паломников, а гораздо шире…где социальные ценности, чувства, эмоции становятся личностными, и объединяют в себе объективное и субъективное. Здесь становишься более открытым, добрым, милосердным.

Сердце открывается навстречу радости и любви. Как изрек Серафим Саровский – главное - сохранить для себя дух радостный. Здесь ощущаются духовные ценности, осознанные и принятые человеком, общие смыслы его жизни. Приходит осознание, насколько они являются основными образующими личность каждого, непосредственно определяют главные и, относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни - к миру, к другим людям, к самому себе. Определяют единство и самотождество личности, ее стержень, ее мораль. Здесь осознаешь себя «живой клеточкой» и понимаешь, что вот он смысл - то, ради чего совершается жизнедеятельность человека. И тогда вокруг наступает– МИР и спокойствие.

Может это молитвы ушедших предков помогали в пути, или небесные Силы бесплотные приносили мир и покой сердцу и душе каждого, нашедшего в эти упоительные дни тихое пристанище, в прекрасном душевном месте – Дивеево.

Находясь на территории монастыря замираем в восхищении: архитектурный комплекс поражает своей красотой. Здесь купола, отливающие золотом в небесной синеве, стройность бесподобных величественных храмов, светлость, легкость, воздушность всего архитектурного ансамбля. Буйство красок всевозможных цветов, плодоносящий монастырский сад, белокаменный фонтанчик с ангелами - всё какое-то неземное, чистое, благодатное.

Особенно восхищает своей красотой небо над Дивеевской обителью. Древние считали небо символом единства и вечности. Когда люди смотрят на звезды, даже если находятся далеко друг от друга, в этот момент они вместе. Пусть же эти страницы будут маленьким символом, объединяющим нас с вами на пути к радости и духовному возрождению!

На обратном пути паломники не ограничились территорией жемчужины православной Руси, а сохраняя душевный мир, посетили близ него расположенные источники, обладающие исцеляющей живительной силой.

Хочется возблагодарить за помощь предводителя и каждого в этом пути, объединившегося потомка рязанских дворян отправиться в паломническую поездку по зову души. Сюда хочется возвращаться вновь и вновь. И у каждого здесь случаются свои чудеса, и потому это место так и называется «Дивное» Дивеево. Это благостное место действительно помогает сохранить божественный свет во всем, что нас окружает.

Всех пережитых благодатных чувств невозможно выразить словами! Хочется сказать одно: в Дивеево должен побывать каждый православный человек!

Святитель Николай с житием.

      icon_nikolay_chudotvotez_s_zitiem2.jpg   

Возвращение иконы «Святителя Николая с житием» во храм.
Атмосфера Николо-дворянского храма, с мерцающими лампадками, огонек которых теплеет в ликах святых, действует на каждую душу приходящего на службу ласкающе-умиротворённо. Мудрый народ старинные иконы называет точным словом «намоленные». Сколько же они слышали жарких, истовых молитв! Сколько же им было доверено самых потаенных
человеческих просьб и тайн! А сколько надежд!.. Многие иконы люди приносят в храм, как самое дорогое, то, что они берегли, как самую большую ценность. За каждой такой иконой — история семьи. Часто, люди
жертвовали свои святыни церкви — в надежде, что там у них будет долгая, полная людской любви жизнь.
 
Икону «Святителя Николая с житием» принесла в Николо-Дворянский храм пожилая женщина, которая приехала из Москвы. Она рассказала отцу- настоятелю, что ее родители были прихожанами этого храма, крестились и венчались в нем. В память о тех событиях, она решили пожертвовать икону Николо-Дворянскому Храму. Будущего не бывает без прошлого. Святитель Николай много лет слышал молитвы ее семьи. «Пусть и другим людям помогает» - пояснила верующая женщина. «Эта икона – намоленная. Теперь ее место на виду, там, куда будут обращаться пытливые, полные надежд глаза страждущих». Со временем на ней повредилось золотое покрытие. Икона нуждалась в реставрации… Духовные начала всегда лежали в основе мыслей, намерений и поступков человека... В декабре 2019 года потомки рязанских дворян принимали участие в воскресной службе. По окончании, следуя внутреннему призыву, предводитель Михаил Савостьянов предложил помощь в укреплении и благоустройстве храмовой культуры. «Ведь истоками духовных сил нашего народа всегда были, являются сегодня и будут оставаться впредь Православная вера и любовь к Отечеству, освящаемая верой» - пояснил
предводитель.
 
Священник отец Георгий с надеждой и радостью предложил восстановить икону «Святителя Николая с житием». Так, спустя некоторое время от реставрации, обновленная икона возвратилась в храм и снова, к общей радости, стала доступна для всех верующих. Во славу Божию, предводитель, совместно с членами дворянского собрания, благими делами способствует
укреплению Православной веры и традиций. «Православие – это основа государственности, духовной мощи России» – считает предводитель.

Юбилей Б.В. Горбунова

  23 января 2019 года исполнилось 70 лет Борису Владимировичу Горбунову, доктору исторических наук, профессору, академику РАЕН, заслуженному деятелю высшей школы, Почётному работнику высшего профессионального образования РФ, лауреату 1-ой премии им. И.И. Срезневского, почётному гражданину г. Ряжск.
    Радиотехнический институт,  факультет радиотехники, Московский институт физкультуры, исторический факультет рязанского пединститута - таково образование учёного! Надо добавить, что Борис Владимирович имеет 15 изобретений и является мастером спорта по классической борьбе! 
    Коллектив Рязанского регионального отделения Российского дворянского собрания сердечно поздравил Б.В. Горбунова с Юбилеем, отметив,что Борис Владимирович - патриот России, и вся его работа направлена на то, чтобы молодой российский гражданин испытывал те же чувства! Его учебные пособия по краеведению помогают учителю глубже изучить родной край  и показать его достижения молодёжи! 
    Для членов нашего собрания Борис Владимирович - кладезь знаний о рязанском дворянстве! Благодаря ему мы составили свои родословные и узнали о многих благородных делах наших предков!
    Мы надеемся, что наша совместная работа, посвящённая современному дворянскому собранию, станет не только интересной, но и научной!
    Борис Владимирович всегда принимает активное участие в конференциях, посвящённых людям Рязанской губернии и области. Мы уверены, что дворянская часть общества по-прежнему будет объектом его исследований и нашей гордостью.
    Желаем уважаемому профессору здоровья, больших творческих успехов!
debf578f-f5d1-4d55-b46a-7da04a792ab0.JPG

С ЮБИЛЕЕМ ПАВПЕРОВУ ЛАРИСУ АНАТОЛЬЕВНУ

Рязанское лворянское собрание поздравляет Павперову Ларису Анатольевну.

 

 
 
 

Рязанское дворянское собрание поздравляет с юбилеем Мурыгина Сергея Владимировича!

Желаем мужества, отваги, уваженья,

В работе достигать больших высот,

Удачи и бескрайнего веселья

И жизни без проблем и без забот.

Друзей отличных, искренних и верных,

Чтоб никогда не бросили в беде.

И в жизни быть всегда лишь только первым,

Добра и счастья в будущей судьбе!

С ЮБИЛЕЕМ, Наталью Петровну Кушниренко!

Рязанское дворянское собрание поздравляет с юбилеем Кушниренко Наталью Петровну

Пролетают года, словно птицы,
С Дней рождений сплетают колье.
Утром дрогнули Ваши ресницы –
Вы встречаете свой Юбилей!

Мы бокалы свои поднимаем
За красивую женщину все.
В Юбилей от души Вам желаем
Оставаться Вам в полной красе!

Вам желаем всегда улыбаться,
А сегодня – приятных хлопот.
Юбилеем своим наслаждаться,
Юбилей – это жизни восход.

                                                 

Открытие бюста Лаврентия Алексеевича Загоскина

4 июня 2018 года в Рязани в парке на Аллее Путешественников открыт бюст Лаврентия Алексеевича Загоскина (1808 - 1890 ), русского морского офицера, путешественника, исследователя " Русской Америки ( Аляски )", общественного деятель девятнадцатого века, дворянина.На открытии бюста Загоскина в Рязани спели гимн Аляски XVIII  века
Л.А. Загоскин родился в Пензе, но в конце 50-х годов поселился с семьей в селе Абакумов Пронского уезда Рязанской губернии, где у него было имение.
До конца дней он занимался общественной деятельностью. Во время русско-турецкой войны был начальником сводной дружины Ополчения от Пронского уезда, работал мировым посредником, вел активную переписку.
В 1868 году Л.А. Загоскина вместе с сыновьями ( всего у него было восемь детей ) перевели из второй в четвертую часть Дворянской Родословной Книги ( ДРК ) Рязанской губернии.
 
На открытии бюста присутствовало много гостей, администрация Пензы  и Рязани, члены Географического общества, клуба путешественников, Герой России М. Малахов, Предводитель Рязанского Дворянского Собрания М. Савостьянов, члены Собрания. Были потомки Загоскина, проживающие в Рязани: праправнучка Татьяна Дмитриевна Гетманская, её дети и внуки.

Братская Сербия

18 апреля 2018 члены Рязанского дворянского собрания совершили поездку в г. Зарайск Московской области на праздник "Россия - Сербия". В составе делегации были: предводитель Рязанского Дворянского собрания Михаил Евгеньевич Савостьянов, вице-предводитель Марина Светозаровна Мелешкова, секретарь собрания Наталия Николаевна Цырульникова (Тюнеева), а также Александр Андреевич Мелешков.
   С Зарайском нас связывает давняя дружба. Настоятель Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Рожново протоиерей отец Михаил (Сокрутов) проводит большую работу по возрождению православных традиций. Ежегодно мы участвуем в Зарайских православных фестивалях в селе Рожново, последние два года посвященных братству православных народов. Наш куратор Александр Васильевич Передерий организовывал площадки, посвящённые Сербии, на которых рассказывалось об обычаях страны, демонстрировались номера художественной самодеятельности, а именно сербские танцы и песни, которые исполняли и члены рязанской делегации.
    На этот раз праздник был организован в Зарайском филиале Театрального музея им. А.А. Бахрушина, руководителем которого является Виктор Васильевич Насекин, человек, преданный истории и культуре России. Встреча была приурочена к 140-летию обретения Сербией независимости в результате подписания Санкт-Стефанского договора 1878 года. Два героя-освободителя, граф Фёдор Эдуардович Келлер и генерал Александр Павлович Меженинов, которые родились и похоронены на зарайской земле, были участниками тех событий! 
    Необыкновенно профессиональный и душевный ансамбль педагогов школы искусств им. Ф.С. Голубкиной исполнил ставший национальным сербский гимн " Тамо далэко", открыв праздник. Краеведы Ольга Владимировна Полянчева и Александр Васильевич Передерий рассказали о жизни и подвигах  А.П. Меженинова и Ф.Э. Келлереа.
    Затем выступила член Рязанского Дворянского собрания М.С. Мелешкова-Мирчетич, поведавшая о жизненном пути " русского серба" Младена Петровича Мирчетича, прошедшего путь от молодого борца с турецким засильем в Косово ( Сербия ) до участника в качестве начальника санитарного поезда в Первой мировой войне ( за героизм получил орден Св. Станисава ) и кавалера Ордена Ленина. Рассказ сопровождался показом фоторяда, посвящённого не только Мирчетичу, но и Сербии. Так, были показаны фотографии памятника, поставленного советским военачальникам во главе с уроженцем Рязанской области маршалом С.Бирюзовым, погибшим в авиакатастрофе над Белградом.
    Отдельные слова были посвящены бомбардировкам Сербии силами НАТО в 1999 году с демонстрацией фотографий разрушенных в Белграде зданий, в том числе и Министерства обороны...
    С интересными рассказами выступили Борис Афанасьевич Вопияков - о генерал-лейтенанте Б.В. Адамовиче и педагог из Коломны  Людмила Беляева ( Тихонская ) - о судьбе своих предков из Сербии!
    Праздник закончился чаепитием!
    Участники встречи приняли решение и дальше способствовать развитию братских отношений с Сербией!

200-летие ПРОФЕССОРА А. С. ЕРШОВА

  11 апреля 2018 года на очередном заседании Клуба краеведов - исследователей Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. Горького выступила вице-предводитель Рязанского Дворянского собрания Марина Светозаровна Мелешкова с рассказом о жизни и деятельности профессора, уроженца Рязанской губернии Александра Степановича Ершова. Сообщение приурочено к его 200-летию.
     Был продемонстрирован фоторяд о жизни и деятельности учёного, а также показано открытие именной аудитории и мемориальной доски на здании первой мужской гимназии ( ныне Политехнический Институт ), которую Ершов закончил с золотой медалью.

ЛЕКЦИЯ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ им. Н.Э. БАУМАНА, ПОСВЯЩЁННАЯ 200-летию ПРОФЕССОРА А. С. ЕРШОВА

 В этом году исполняется 200 лет уроженцу Рязанской губернии дворянину, профессору, видному учёному - механику, одному из организаторов высшего технического образования в России и основателей МГТУ им. Н.Э. Баумана Александру Степановичу Ершову.
    3 - 5 апреля 2018 года на факультете "Машиностроительные технологии" МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялась конференция "Студенческая весна - 2018". Лекцию " Профессор А.С. Ершов: прошлое и настоящее" для студентов и сотрудников факультета прочитала праправнучка А.С. Ершова вице-предводитель Рязанского Дворянского собрания Марина Светозаровна Мелешкова.
    Лекция приурочена к 150-летию факультета, основателем которого считается учёный, а также к его 200-летию.
    В сообщении показано, что Ершов, родившийся в семье помещика Зарайского уезда Рязанской губернии С.С. Ершова, с детства проявлял способности к умственному труду. Поступив в Рязанскую мужскую гимназию, он первым из выпускников закончил её с золотой медалью. В1839 году, также с золотой медалью закончив Московский Университет, Александр Степанович два года стажировался в научно-практических школах Германии, Франции, Англии. В своих дневниках он постоянно задавался вопросом, почему молодая талантливая молодёжь из России вынуждена ехать получать высшее техническое образование заграницу.   
    Вернувшись в Москву, А.С. Ершов защищает диссертацию в Московском Университете, занимается практической механикой, пишет учебник " Основания кинематики ", являющийся первым руководством по данной теме, и одновременно читает лекции.
    С 1845-го года он поступил на службу в Московское ремесленное учебное заведение (МРУЗ), куда его, совсем молодого профессора, пригласил тогдашний директор А.А. Розенкампф. Сначала удавалось сочетать чтение лекций в Университете с работой в МРУЗе, но в 1859-м году, став директором училища, Ершов оставляет научную деятельность, всего себя посвятив организации высшего технического образования в России и превращению МРУЗА в высшую техническую школу. Будучи Гражданином и Патриотом, он настаивал на этом. 
    Вместе с коллективом профессоров и преподавателей он разрабатывает Устав высшего учебного заведения, который долго рассматривался и утверждался. Сердце не выдержало, и в возрасте 49 лет А.С. Ершов умер...
    Жене Ершова пришлось освободить квартиру при училище и отправить дочь Анну к родственникам. Таким образом, потомки оказались в  прекрасном городе Рязань.

    Лекция сопровождалась фоторядом о жизни и деятельности А.С. Ершова, о судьбе его открытий, об увековечивании его памяти.
    
    На лекции присутствовали руководитель Научно- учебного комплекса " Машиностроительные технологии " доктор технических наук, профессор А.Г. Колесников, директор Музея МГТУ им. Н.Э. Баумана Г.А. Базанчук, декан факультета А.В. Игнатов и др.

С юбилеем

Рязанское дворянское собрание поздравляет с юбилеем протоиерея Николо-Дворянского Храма отца Георгия Борового.

 

 

Пленники Терпсихоры

Могучая сила искусства собрала 21 декабря сего года под сводами Рязанского государственного областного художественного музея имени И.П. Пожалостина членов Рязанского дворянского собрания. В музее в этот день открылась выставка «Пленники Терпсихоры», на которой представлена одна из сторон творческого дарования Рязанского дворянина Сергея Николаевича Худякова (1837-1928) – его увлечённость искусством танца. Увиденные однажды гравюры, акварели и рисунки с изображением танцевальных движений разных народов и разных веков послужили источником многолетней аналитической деятельности, результатом которой стало не только создание либретто для балетных спектаклей, которые наслаждали взор Худякова- хозяина усадьбы в селе Ерлино Рязанской губернии. Главным его трудом стало четырёхтомное издание «Истории танцев», с обширным теоретическим материалом и иллюстрациями. На выставке в Рязанском художественном музее, посвящённой 180 летию со дня рождения С.Н. Худякова, представлены экспонаты из собраний Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Государственного Большого театра, Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, Рязанского художественного музея и ряда других сокровищниц. На открытии выставки много было сказано тёплых слов в адрес С.Н. Худякова как продолжателя культурно-просветительской миссии россйского дворянства, как гражданина и патриота, который прилагал значительные усилия, чтобы сделать свою страну образованной, высококультурной державой. Для реализации этих культурных установок представитель рязанского дворянства –предводитель дворянства Скопинского и Михайловского уездов занимался созданием балетных спектаклей у себя в усадьбе, изданием ежедневной «Петербургской газеты», разведением редких видов растений, редких пород домашней птицы,коллекционированием рисунков и гравюр на темы танцев. Замечательное детище С.Н. Худякова «Сочинский дендрарий» по сей день радует неповторимым обаянием и задушевностью собранных растений. И мы, как благодарные потомки далёких дворянских родов Рязанской губернии, выражаем благодарность создателям выставки «Пленники Терпсихоры», которая раскрывет значимость освоения культурного наследия и передачи его в руки потомков, которые  бережные и ответственные.