• rds001
  • rds002

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Оказавшись в самом начале улицы Ленина в Рязани непременно обратите свое внимания на огромный особняк, состоящий из трех зданий. Это бывшее Дворянское собрание построенное в 1805 году. Автором проекта выступил Н.И. Воронихин. Он сделал огромный парадный зал, фасад которого украсил колоннами и гербами небольших городов губернии.

Весьма роскошно зал выглядел и изнутри. Дорогой паркет, барельефы на стенах, драпировка на окнах и многое другое сразу пришлось по душе местной элите, которая стала собираться в Дворянском собрании на балы и другие пафосные мероприятия.

Главная

Открытие фотовыставки «Цвела как ландыш потаенный».

 

       4 декабря в Малом зале областной библиотеки им. Горького состоялось торжественное открытие фотовыставки  «Цвела как ландыш потаенный»,  посвящённая 100-летию эвакуации из РСФСР мощей Великой Княгини  Елизаветы Федоровны  Романовой. Почему через 100 лет мы вспоминаем эту женщину и открываем в её честь выставку?

  Елизавета Фёдоровна родилась 1 ноября 1864 в немецком городе Дармштадте. Её полное имя при рождении было Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская.

     Она была дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучки английской королевы Виктории. Младшая сестра Елизаветы Алиса позднее, в ноябре 1894 года, стала русской императрицей Александрой Фёдоровной, выйдя замуж за русского императора Николая II. По вероисповедованию Елизавета была лютеранкой.

    В 1884 г. она вышла замуж за  великого князя Сергея Александровича, брата российского императора Александра III.  Елизавета в совершенстве овладела русским языком, говорила на нём почти без акцента. Ещё исповедуя лютеранство, посещала православные богослужения. В 1888 году, вместе с супругом, совершила паломничество в Святую землю. В 1891 году приняла православие, написав перед этим своему отцу: «Я всё время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь — и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином».

   Её супруг великий князь Сергей Александрович был назначен в 1891 московским генерал-губернатором и семья уехала из столицы Петербурга и постоянно жила в подмосковном селе Ильинском. У Сергея Александровича и Елизаветы Фёдоровны не было родных детей, но они воспитывали детей брата Сергея Александровича, великого князя Павла Александровича, Марию и Дмитрия, чья мать скончалась в родах.

   Елизавета Федоровна занималась активной общественной работой. В частности, она организовала в 1892 году Елисаветинское благотворительное общество для помощи бедным семьям. С началом русско-японской войны Елизавета Фёдоровна учредила Особый комитет помощи воинам, при котором в Большом Кремлёвском дворце был создан склад пожертвований в пользу воевавших на фронте: там заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки, формировали походные церкви.

   4 февраля 1905 года её супруг был убит террористом Иваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу. Молясь и плача, великая княгиня Елизавета Фёдоровна собирала по кускам, разбросанное вокруг эпицентра взрыва тело своего супруга. Елизавета Фёдоровна тяжело переживала эту трагедию. Но, тем не менее, нашла в себе силы и посетила в тюрьме убийцу: она передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила ему Евангелие. Более того, она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено.

   После гибели мужа Елизавета Фёдоровна заменила его на посту председателя Императорского православного палестинского общества и исполняла эту должность с 1905 по 1917 год. Вскоре после гибели супруга Елизавете Федоровна продала все свои драгоценности и на вырученные деньги купила в Москве усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 году Марфо-Мариинская обитель милосердия. Это не был монастырь в точном смысле слова, сёстры обители занимались благотворительной и медицинской работой.

   Ни сама Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, ни сестры не были монахинями. Сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудриянестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого срока устав обители позволял сестрам выйти из неё и создать семью. Сёстры получали в обители психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Как только началась Первая мировая, в обитель потекли раненые солдаты с фронтов. В 1915 году при содействии Елизаветы Федоровны была создана первая в России протезная мастерская.

   Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков, продолжая заниматься подвижнической работой в своей обители. 7 мая 1918 года, на третий день после Пасхи, в день празднования Иверской иконы Божьей Матери, патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель и отслужил молебен. Через полчаса после отбытия патриарха Елизавета Фёдоровна была арестована чекистами и латышскими стрелками по личному распоряжению Ф. Э. Дзержинского. Патриарх Тихон пытался добиться её освобождения, но тщетно — она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь.

   Высылка на Урал Елизаветы Фёдоровны являлась одним из звеньев общего плана большевиков по концентрации на Урале всех представителей династии Романовых, где собранных можно было бы уничтожить, лишь найдя для этого подходящий повод.

  Елизавета Федоровна вместе с другими членами Российского Императорского Дома приняла мученическую смерть 18 июля 1918 г. в Алапаевске Пермской губернии. Убивали ударом топора по голове, а затем сбрасывали в шахту. А днем ранее, но уже в другом уральском городе Екатеринбурге, тоже зверски была убита царская семья и члены её свиты.

   После занятия Алапаевска Белой армией в октябре 1918 года останки убитых извлекли из шахты, а затем перевезли тела мучеников на Дальний Восток, а оттуда в апреле 1920 года в Китай. Оттуда два гроба – великой княгини Елизаветы и сестры из Марфо-Мариинской обители Варвары Яковлевой были перевезены в Иерусалим. Погребены они были в январе 1921 года под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Тем самым было исполнено желание самой великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой земле, выраженное ею ещё во время паломничества в 1888 году. Свидетельства нетленности и благоухания тела Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны отмечены ещё во время эвакуации из РСФСР.

  В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.

   В 2008 г. Президиум Верховного суда признал необоснованно репрессированными и реабилитировал Императора Николая II и всех членов его Августейшей Семьи, в том числе и Великую Княгиню Елизавету Фёдоровну.

   Память Преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары празднуется в день их кончины – 5 (18) июля.

   Более ста лет прошло со дня мученической смерти Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, но все эти годы её помнили и ей молились. О ней вспоминают даже враги православия и идейные потомки тех, кто совершал злодеяния в те далекие страшные годы.

  15 лет назад Рязанская топонимическая комиссия решила улице Каляева вернуть историческое название Семинарская. Было много протестующих, особенно среди рязанских коммунистов, которые пытались доказывать, каким «замечательным» человеком был Иван Каляев. Разумеется, никакие ухищрения и даже угрозы не могли повлиять на членов топонимической комиссии. И тогда почитатели террориста Каляева прибегли к последнему аргументу. Они заявили, что Каляев не мог быть плохим человеком, иначе бы Елизавете Федоровна его не простила. Коммунисты не могли понять, что Елизавета Федоровна тогда была движима великой христианской любовью и милосердием.

   Выставка, открывшаяся в областной библиотеке, стала большим событием в культурной жизни Рязани. Идею выставки выдвинул звенигородский краевед и московский журналист Андрей Николаевич Иванов, издавший две книги, посвящённые памяти Её Императорского Высочества Святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны: «Цвела как ландыш потаенный» (2012), «И слово стало плотью» (2015). На данной выставке представлены его фотоматериалы к обеим книгам, которые рассказывают о жизни и смерти Елизаветы Федоровны, а также печатные издания из фондов Исторической библиотеки имени архиепископа Феодорита Рязанского и Рязанской областной библиотеки имени Горького.

  В создании выставки активное участие принимали члены Рязанского Дворянского Собрания при посредничестве Рязанского православного исторического общества, Рязанского отделения Российского Монархического Движения и Исторической библиотеки имени архиепископа Феодорита Рязанского.

  Елизавета Фёдоровна родилась 1 ноября 1864 в немецком городе Дармштадте. Её полное имя при рождении было Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская.

   Она была дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучки английской королевы Виктории. Младшая сестра Елизаветы Алиса позднее, в ноябре 1894 года, стала русской императрицей Александрой Фёдоровной, выйдя замуж за русского императора Николая II. По вероисповедованию Елизавета была лютеранкой.

   В 1884 г. она вышла замуж за  великого князя Сергея Александровича, брата российского императора Александра III.  Елизавета в совершенстве овладела русским языком, говорила на нём почти без акцента. Ещё исповедуя лютеранство, посещала православные богослужения. В 1888 году, вместе с супругом, совершила паломничество в Святую землю. В 1891 году приняла православие, написав перед этим своему отцу: «Я всё время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь — и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином».

   Её супруг великий князь Сергей Александрович был назначен в 1891 московским генерал-губернатором и семья уехала из столицы Петербурга и постоянно жила в подмосковном селе Ильинском. У Сергея Александровича и Елизаветы Фёдоровны не было родных детей, но они воспитывали детей брата Сергея Александровича, великого князя Павла Александровича, Марию и Дмитрия, чья мать скончалась в родах.

    Елизавета Федоровна занималась активной общественной работой. В частности, она организовала в 1892 году Елисаветинское благотворительное общество для помощи бедным семьям. С началом русско-японской войны Елизавета Фёдоровна учредила Особый комитет помощи воинам, при котором в Большом Кремлёвском дворце был создан склад пожертвований в пользу воевавших на фронте: там заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки, формировали походные церкви.

    4 февраля 1905 года её супруг был убит террористом Иваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу. Молясь и плача, великая княгиня Елизавета Фёдоровна собирала по кускам, разбросанное вокруг эпицентра взрыва тело своего супруга. Елизавета Фёдоровна тяжело переживала эту трагедию. Но, тем не менее, нашла в себе силы и посетила в тюрьме убийцу: она передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила ему Евангелие. Более того, она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено.

    После гибели мужа Елизавета Фёдоровна заменила его на посту председателя Императорского православного палестинского общества и исполняла эту должность с 1905 по 1917 год. Вскоре после гибели супруга Елизавете Федоровна продала все свои драгоценности и на вырученные деньги купила в Москве усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 году Марфо-Мариинская обитель милосердия. Это не был монастырь в точном смысле слова, сёстры обители занимались благотворительной и медицинской работой.

    Ни сама Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, ни сестры не были монахинями. Сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудриянестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого срока устав обители позволял сестрам выйти из неё и создать семью. Сёстры получали в обители психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Как только началась Первая мировая, в обитель потекли раненые солдаты с фронтов. В 1915 году при содействии Елизаветы Федоровны была создана первая в России протезная мастерская.

   Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков, продолжая заниматься подвижнической работой в своей обители. 7 мая 1918 года, на третий день после Пасхи, в день празднования Иверской иконы Божьей Матери, патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель и отслужил молебен. Через полчаса после отбытия патриарха Елизавета Фёдоровна была арестована чекистами и латышскими стрелками по личному распоряжению Ф. Э. Дзержинского. Патриарх Тихон пытался добиться её освобождения, но тщетно — она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь.

    Высылка на Урал Елизаветы Фёдоровны являлась одним из звеньев общего плана большевиков по концентрации на Урале всех представителей династии Романовых, где собранных можно было бы уничтожить, лишь найдя для этого подходящий повод.

   Елизавета Федоровна вместе с другими членами Российского Императорского Дома приняла мученическую смерть 18 июля 1918 г. в Алапаевске Пермской губернии. Убивали ударом топора по голове, а затем сбрасывали в шахту. А днем ранее, но уже в другом уральском городе Екатеринбурге, тоже зверски была убита царская семья и члены её свиты.

    После занятия Алапаевска Белой армией в октябре 1918 года останки убитых извлекли из шахты, а затем перевезли тела мучеников на Дальний Восток, а оттуда в апреле 1920 года в Китай. Оттуда два гроба – великой княгини Елизаветы и сестры из Марфо-Мариинской обители Варвары Яковлевой были перевезены в Иерусалим. Погребены они были в январе 1921 года под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Тем самым было исполнено желание самой великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой земле, выраженное ею ещё во время паломничества в 1888 году. Свидетельства нетленности и благоухания тела Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны отмечены ещё во время эвакуации из РСФСР.

   В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.

    В 2008 г. Президиум Верховного суда признал необоснованно репрессированными и реабилитировал Императора Николая II и всех членов его Августейшей Семьи, в том  числе и Великую Княгиню Елизавету Фёдоровну.

    Память Преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары празднуется в день их кончины – 5 (18) июля.

    Более ста лет прошло со дня мученической смерти Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, но все эти годы её помнили и ей молились. О ней вспоминают даже враги православия и идейные потомки тех, кто совершал злодеяния в те далекие страшные годы.

    15 лет назад Рязанская топонимическая комиссия решила улице Каляева вернуть историческое название Семинарская. Было много протестующих, особенно среди рязанских коммунистов, которые пытались доказывать, каким «замечательным» человеком был Иван Каляев. Разумеется, никакие ухищрения и даже угрозы не могли повлиять на членов топонимической комиссии. И тогда почитатели террориста Каляева прибегли к последнему аргументу. Они заявили, что Каляев не мог быть плохим человеком, иначе бы Елизавете Федоровна его не простила. Коммунисты не могли понять, что Елизавета Федоровна тогда была движима великой христианской любовью и милосердием.

    Выставка, открывшаяся в областной библиотеке, стала большим событием в культурной жизни Рязани. Идею выставки выдвинул звенигородский краевед и московский журналист Андрей Николаевич Иванов, издавший две книги, посвящённые памяти Её Императорского Высочества Святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны: «Цвела как ландыш потаенный» (2012), «И слово стало плотью» (2015). На данной выставке представлены его фотоматериалы к обеим книгам, которые рассказывают о жизни и смерти Елизаветы Федоровны, а также печатные издания из фондов Исторической библиотеки имени архиепископа Феодорита Рязанского и Рязанской областной библиотеки имени Горького.

   В создании выставки активное участие принимали члены Рязанского Дворянского Собрания при посредничестве Рязанского православного исторического общества, Рязанского отделения Российского Монархического Движения и Исторической библиотеки имени архиепископа Феодорита Рязанского.

     Ещё в феврале этого года проведение выставки благословил   Митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Она должна была открыться в марте. Но в связи с пандемией её проведение несколько раз откладывали. Окончательно выставка была подготовлена в начале декабря, а 4 декабря  в Малом зале библиотеки Горького состоялось её торжественное открытие.    Её открыл митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

    На церемонии открытия выступили: митрополит Рязанский и Михайловский Марк, член президиума Российского монархического движения, член Московского дворянского собрания Алексей Староверов, директор Исторической библиотеки имени архиепископа Феодорита Рязанского Игорь Горшков, вице-предводитель Рязанского дворянского собрания, ответственный секретарь Рязанского православного исторического общества Николай Булычев и секретарь Рязанского дворянского собрания Наталья Цырульникова.

    В завершение председатель Рязанского отделения Российского монархического движения, член Рязанского дворянского собрания Владимир Зудов провел экскурсию по выставке. Всех присутствующих на открытии приятно удивило, как владыка Марк глубоко и подробно был знаком с биографией Святой Елизаветы Федоровны. Он поправлял и дополнял экскурсовода. От него мы получили дополнительную информацию о Святой.

    Две книги, посвященные памяти великой княгини: «Цвела как ландыш потаённый» (2012), «И слово стало плотью» (2015) от имени автора и с его дарственной надписью были вручены владыке Марку.

   Все, посетившие выставку, уходили из библиотеки с чувством глубокого эмоционального подъема, с осознанием того, что сумели каким-то образом прикоснуться к христианскому подвигу необычайной женщины Её Императорского Высочества Святой преподобномученицы Великой Княгини  Елизаветы Федоровны.