• rds001
  • rds002

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Оказавшись в самом начале улицы Ленина в Рязани непременно обратите свое внимания на огромный особняк, состоящий из трех зданий. Это бывшее Дворянское собрание построенное в 1805 году. Автором проекта выступил Н.И. Воронихин. Он сделал огромный парадный зал, фасад которого украсил колоннами и гербами небольших городов губернии.

Весьма роскошно зал выглядел и изнутри. Дорогой паркет, барельефы на стенах, драпировка на окнах и многое другое сразу пришлось по душе местной элите, которая стала собираться в Дворянском собрании на балы и другие пафосные мероприятия.

Главная

Николо-Дворянский храм

  Своды Николо-Дворянского храма помнят много событий. Затаили молитвенное дыхание его прихожане 26 октября 1812 года, застыли в почтении одному из великих людей –Матвею Фёдоровичу Казакову, которого отпевали в стенах этого храма. Горели при изгнании французов из Москвы его детища - памятники классицизма, а его совершенно больного, спасая от пламени и пепла родственники вывезли в Рязань, где он доживал свои дни.

  Творческая биография этого замечательного зодчего начиналась в Москве, в первой в России архитектурной школе, основанной Д.В. Ухтомским. Ознакомившись с рисунками юного Казакова, Ухтомский сумел увидеть его даровитость и стал заниматься с ним особенно тщательно. Достаточно скоро Казаков становится младшим помощником Ухтомского, занимавшегося в те годы строительством в Москве Кузнецкого моста, достройкой Арсенала в Кремле, реконструкцией здания Главной аптеки и здания бывших присутственных мест для Московского университета. Во всех этих работах юный Казаков деятельно помогал своему учителю, проявляя свой талант и трудолюбие.

  Как отмечают его биографы, М.Ф.Казаков никогда не бывший за границей, становился мастером европейского масштаба, по своим знаниям и мастерству ничем не уступавшим своим современникам — французским и итальянским архитекторам, а по широте своего творческого диапазона — превосходившим многих даже самых прославленных представителей западно-европейской архитектуры XVIII века. Москва гордится спроектированными Казаковым совершенными по своему архитектурному облику зданиями: Сената в Кремле (1776 – 1787), Церковью Митрополита Филиппа (1777 – 1788), Старым зданием Московского университета(1786-1793), зданием Голицынской больницы (1796 – 1801), Зданием Благородного собрания (80-ые годы), Петровским подъездным дворцом на Петербургском шоссе и целым рядом других.

  Талант зодчего позволил ему блистательно использовать образцы классической архитектуры, структуры ордерной системы, гармонию оформления фасадов и ещё об одном элементе следует сказать особо, это – ротонды. Ротонда увенчивает здание, придаёт ему неповторимый облик. Ротонда - берущая своё начало в древнеримских храмах круглая постройка, завершаемая куполом, украшала угловые и центральные части, спроектированных Казаковым зданий. Форма классической купольной ротонды, применённая в здании Сената в Московском Кремле (1776–87), становится излюбленным архитектурным приёмом Казакова.

  Как утверждают видные искусствоведы: Г. К. Вагнер, И. В. Ильенко, К. В. Михайловский, рука Казакова чувствуется в некоторых постройках Рязани конца XVIII – начала XIX веков. И, хотя в архивных документах не отмечается деятельность самого зодчего в Рязани, возможным могло быть согласование чертежей, советы его самого и его учеников.

  Самым значительным зданием на рубеже XVIII – XIX веков в Рязани можно считать Дом Дворянского собрания. Здание состоит из трех самостоятельных построек. Центральная часть с фасадом, выходящим на Астраханскую улицу, ротондой, высоким треугольным фронтоном и коринфским портиком, опирающимся на восемь колонн, является самой старой. В середине они раздвинуты, благодаря чему открывается красивое тройное окно, столь характерное для архитектуры М. Ф. Казакова.

  К 1806- 1809 годам относится здание Мальшинской богодельни для престарелых солдат и инвалидов на скрещении нынешних улиц Свободы и Маяковского, в его архитектурном облике присутствуют казаковские черты: ротонда и логическая размеренность фасадов.

  В духе классицизма конца XVIII века на перекрестке улиц Свободы и Полонского возвышается каменное здание с величественным шестиколонным коринфским портиком, с красивыми, несколько тяжелыми капителями - дом известного Рязанского мецената Г.В. Рюмина. В настоящее время в здании располагается Рязанский государственный областной художественный музей имени Ивана Петровича Пожалостина.

  Совершенством пропорций, точной прорисовкой деталей и завершённостью композиции отличается здание бывшей мужской гимназии, построенное в

  1808—1813 годах, всё же по своему облику говорящего за проектировочную линию Матвея Федоровича Казакова. Шестиколонный ионический портик объединяет первый этаж с антресолями здания и увенчан гладким высоким фронтоном, а также массивной каменной лестницей. В этой гимназии учились прославившие отечественную культуру личности: поэт Яков Полонский, художник Пётр Боклевский, историк Пётр Бартенев, историк Дмитрий Иловайский, Александр Степанович Ершов ( окончил гимназию с золотой медалью) преподававший впервые введённую в России практическую механику и начертательную геометрию, ставший в дальнейшем профессором Московского университета, историк Александр Попов и другие. В настоящее время в этом здании располагается Рязанский филиал Московского Государственного машиностроительного университета.

  Жизненный путь Матвея Фёдоровича Казакова — это пример безграничного служения своему народу, отечественной культуре, благу России.

Елена Юрьевна Ежова

Профессор кафдры культурологии РГУ им. С.А.Есенина

Доктор культурологии

ГАРО. Ф627 Оп.249.А.89.